Профессиональная этика в сфере финансов
-(англ. professional financial ethic) - специализированный свод нравственных норм и правил, которыми должны руководствоваться в профессиональной деятельности работники сферы финансов (см. Финансовая система).Профессиональная этика в сфере финансов существует наряду с всеобщими принципами морали и характеризуется специфическими нормами поведения человека в его конкретной деятельности. Эти специфические нормы включают, с одной стороны, этические основы профессионализма, которые должны последовательно реализовываться во взаимоотношениях специалистов с обслуживаемой клиентурой; с другой - этические нормы поведения профессионала-руководителя со своими подчиненными.
Профессиональная этика в сфере финансов требует от работника неподкупности, принципиальности в отстаивании истины, верности долгу, уважительного отношения к партнеру. Достоинство, ответственное отношение к порученному делу, добросовестность, высокая исполнительность, авторитетность (ни в коей мере не переходящая в авторитаризм), профессиональная активность, готовность к восприятию критики и пересмотру ошибочных утверждений в совокупности с вежливостью и внимательностью по отношению к клиентам, порядочностью и коммуникабельностью, умением избегать ненужных конфликтов, прислушиваясь к разумным доводам оппонента, - все это определяет поведение работника в финансовой сфере деятельности. Свод этических норм и правил закрепляется, как правило, в кодексе - разрабатываемом профессионалами документе, добровольно принимаемом финансовым сообществом. Кодекс предписывает нравственные нормы взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными. Поскольку в каждой из конкретных областей финансовой деятельности (бюджетной, налоговой, страховой, бухгалтерской, банковской и т.д.) имеется своя специфика, кодексы разрабатываются применительно к ним.
Так, для кодекса работника страхования характерными должны быть нормы и правила поведения, вызывающие у клиента доверие и ощущение психологического комфорта, не допускающие недобросовестной конкуренции между коллегами по бизнесу, ориентированные на социально-психологические методы формирования корпоративной культуры отношений с клиентом. Неприветливость, невнимательность, грубость и высокомерие специалиста при общении с клиентом способны вызвать у него желание отказаться от услуг данной страховой компании. Преобразования, происходящие в финансовой сфере деятельности, привели не только к пересмотру содержания, стиля и методов управления финансами, но и к созданию профессиональной этики в сфере финансов, основанных на гуманистических идеалах. Необходимость разработки кодексов профессиональной этики в сфере финансов первыми поняли аудиторы и банкиры. Профессиональное обсуждение ими этических норм поведения привело к тому, что аудиторские фирмы и банки начали разрабатывать для своих работников правила поведения, кодексы чести и подобные своды правил. Банкиры в 1992 г. на II съезде Ассоциации российских банков (АРБ) приняли кодекс чести банкира. Свои кодексы поведения приняли и другие профессиональные группы финансовой сферы деятельности (финансовые менеджеры, страховщики, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.).
Нормы профессиональной этики в сфере финансов относятся к морально-нравственным отношениям, тем не менее они тесно связаны с правовыми нормами, составляющими содержание финансового законодательства. Именно нарушения финансового законодательства в разных его частях порождают коллизии морально-нравственного характера. Профессиональная этика в сфере финансов призвана определять нормы поведения, препятствующие нарушению финансового законодательства или в крайнем случае диктующие достойный выход из ситуаций, ставящих профессионала в положение правонарушителя.