Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет)
- форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.Поскольку субъектами РФ являются разл. виды государственных и административно-территориальных образований, то и Б.с.Ф. представлены разными видами бюджетов -республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов гос. власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономич. процессов на соот-ветств. территории усиливается и значение Б.с.Ф., растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
Разрабатывается и утверждается Б.с.Ф. в форме закона субъекта РФ; как и все др. российские бюджеты, он составляется на один финансовый год, период к-рого совпадает с календарным годом.
Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.с.Ф., осуществлять систематич. контроль за его исполнением.
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов др. уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения Б.с.Ф.
Доходы Б.с.Ф. согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключ. сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (напр., налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридич. лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (напр., налог на прибыль, нек-рые виды акцизов и т.д.). и др.
В состав регулирующих доходов входят федеральные налоги, по к-рым ежегодно при утверждении федерального бюджета устанавливают нормативы отчислений в Б.с.Ф. на очередной финансовый год (налог на доходы физических лиц и др.).
К неналоговым доходам Б.с.Ф. относятся: доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти субъектов Федерации; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.).
Отд. группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов (международных орг-ций, правительств иностр. гос-в и т.п.), юридич. и физич. лиц, бюджетов др. уровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, и др.).
Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от гос. внебюджетных и целевых бюджетных фондов.
Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% - разл. виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета.
Столь высокая доля регулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайным разнообразием социально-экономич. условий, в к-рых протекает жизнь конкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использовать методы бюдж. регулирования для сглаживания региональных различий.
Большой вес регулирующих доходов требует изменения методологии формирования доходов Б.с.Ф., совершенствования межбюджетных отношений. Доля собственных доходов в Б.с.Ф. даже у экономически развитых регионов не превышает 30%, что существенно осложняет решение проблемы обеспечения финансово-бюджетной самостоятельности субъектов Федерации. Расходы Б.с.Ф. формируются т.о., чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание гос. услуг регионального уровня).
В зависимости от экономич. содержания расходы Б.с.Ф. делятся на текущие и капитальные; первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов гос. власти и бюджетных учр-ний регионального уровня, гос. поддержку отд. отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муницип. образованиям, осуществление междунар. и внешне-экономич. связей субъектов Федерации, расходы на обслуживание гос. долга субъектов Федерации, а также др. расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые - инновац. и инвестиц. деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами (См. Расходы бюджета).
Часть расходов Б.с.Ф. финансируется исключительно из региональных бюджетов, другая - относится к расходам совместного ведения и покрывается средствами бюджетов разного уровня (напр., расходы на обеспечение правоохранит. деятельности, соц. защиту населения, охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение деятельности СМИ и др.).
Наибольший уд. вес в составе расходов Б.с.Ф. (около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммун. хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) - расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели.
При формировании Б.с.Ф. обязательно должен соблюдаться принцип сбалансированности. Поэтому если расходы регионального бюджета, обеспечивающие выполнение субъектами Федерации их задач и функций, оказываются выше доходов и образуется дефицит бюджета, то для его финансирования привлекаются заемные средства; при этом субъекты Федерации в соответствии с действ, бюджетным законодательством могут осуществлять только внутренние заимствования (см. Бюджетные заимствования) и только на расходы, связанные с осуществлением инвестиционных программ и обслуживанием регионального долга.