Бюджет организации объединенных наций
1) централизованный фонд денежных средств, являющийся финансовой базой деятельности ООН;2) финансовый план, составляемый в форме сметы доходов и расходов Организации Объединенных Наций (без специализированных учреждений, входящих в систему ООН, и программ ООН). Бюджет разрабатывается на 2 года, причем осн. параметры рассматриваются Комитетом ООН по программе и координации. Бюджет ООН представляется Генеральным секретарем ООН в Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам; утверждается Генеральной Ассамблеей (ГА) на двухлетний период.
Для принятия бюджета требуется квалифицир. большинство -2/3 голосов гос-в, представл. на Ассамблее. Доходная часть бюджета в основном формируется за счет обязат. взносов государств - членов ООН (185 стран на 1 янв. 2000).
Размеры взносов определяются в соответствии со шкалой, утверждаемой ГА по рекомендации Комитета по взносам.
За основу построения шкалы принят критерий платежеспособности страны; при этом платежеспособность рассчитывается с учетом ВНП страны (суммарного и на душу населения) и ряда др. факторов В 1998 ГА установила на период до 2000 максим, ставку для страны 25% бюджета ООН и миним. - 0,001%. В 1998-99, напр., действовали след. ставки (в %): США - 25,000; Япония - 17,981; Германия - 9,630; Франция - 6,494; Италия - 5,394; Великобритания - 5,076; Россия - 2,873; Канада - 2,825; Испания - 2,571.
Свыше половины (223,1416%) бюджета ООН формируется за счет взносов 3 стран - США, Японии и ФРГ. Для ряда беднейших развивающихся стран (Бурунди, Бутан, Джибути, Кабо-Верде, Лаос, Сомали, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея и др.) установлена миним. ставка - 0,001%. Др. источники доходов; поступления от оказания платных услуг, от продажи печатных изданий (марок, сувениров), добровольные взносы. ООН не имеет собств. капитала и не имеет права заимствовать средства из внешних источников. Осн. статьи расходов ООН: средства, выделяемые на содержание аппарата ООН (регулярный бюджет ООН), а также на обеспечение операций по поддержанию мира, финансирование международных трибуналов по Руанде и быв, Югославии, проведение др. мероприятий. Общий объем на-числ. взносов составил (в млрд долл. США): в 1995 -свыше 4; в 1998 - около 2,2; в 1999 - 2,4. Снижение общего объема начисляемых взносов осуществлено в результате принятия мер по рационализации структуры и сокращению расходов на содержание Секретариата ООН и повышению эффективности его работы. Резко сократился объем средств, выделяемых на финансирование операций по поддержанию мира. В 2000-01 общий объем взносов может увеличиться до 2,8 млрд долл.
В 1998-99 расходная часть регулярного бюджета ООН составила свыше 2,5 млрд долл. США и распределялась след. образом по 13 статьям расходов (тыс. долл.):
Проведение общей политики, руководствои координация |
478 283,70 |
Решение политических вопросов | 206 100,10 |
Международное правосудие и поддержание |
|
законности | 53 514,70 |
Международное сотрудничество в целях |
|
развития | 272 293,90 |
Региональное сотрудничество в целях |
|
развития | 370 368,90 |
Права человека и гуманитарные вопросы | 127 362,90 |
Общественная информация | 138 040,40 |
Службы обшей поддержки и обеспечения | 446 190,70 |
Служба внутреннего надзора | 8 359,60 |
Совместно финансируемая деятельность |
|
и расходы на специальные цели | 58 464,40 |
Капиталовложения | 34 550,30 |
Налог на персонал | 315 436,70 |
Счета развития | 13 065,00 |
Источник. Организация Объединенных Наций. Основные факты: Справочник: Пер. с англ.- М.: Изд-во «Весь Мир», 2000.-С. 362.
|
В 1998-99 начисл. взносы государств - членов ООН составили около 2,2 млрд долл., ост. доходы были получены в виде налогов на заработную плату сотрудников ООН (т.н. налог на персонал), общих поступлений в бюджет и оплаты оказанных услуг. Несмотря на сокращение расходов, в течение ряда лет финанс. положение ООН было достаточно напряженным. Мн. государства - члены ООН постоянно задерживали или недоплачивали причитающиеся с них взносы. В 1998 и 1999 около 70 государств - членов ООН имели задолженность по выплате взносов в регулярный бюджет ООН (по состоянию на конец календарного года). Насер. 1998 общая недоплата взносов в регулярный бюджет ООН составила 990 млн долл. , к осени 1999 она сократилась до 644 млн долл.
Однако из-за роста задолженности по оплате операций по поддержанию мира в целом по состоянию на 31 сент. 1999 недоплата достигла 2 510 млн долл. Задержка с перечислением взносов на операции по поддержанию мира увеличивалась начиная с 1990. Наибольший должник (по состоянию на 30 сент. 1999) - США (60% общего объема расходов).
Особую озабоченность руководства ООН вызывает состояние ден. наличности. Так, бюджет ООН 1998 был завершен с дефицитом наличности в 40 млн долл. (что несколько лучше, чем в 1996 и 1997). Недостаток наличности не позволял ООН производить своеврем. расчеты с государствами-членами за воинский контингент и имущество в рамках операций по поддержанию мира. К концу 1999 ООН задолжала 729 млн долл. гос-вам, предоставившим войска и оборудование.
В целом в последние годы ООН удавалось продолжать финансировать свою деятельность за счет добровольных пожертвований отд. государств, а также средств из Фонда оборотного капитала (в к-рый государства-члены авансируют суммы пропорционально установл. для них взносам) и заимствования средств на миротворческие операции.
Общий регулярный бюджет ООН, включая ее службы и программы, систему специализир. учр-ний (за исключ. Всемирного банка, Международного валютного фонда и Международного фонда сельскохозяйственного развития), превышает 3 млрд долл.
Осн. часть средств на разл. программы и в фонды поступает в виде добровольных пожертвований.