Бюджет муниципального образования (местный бюджет)
- (англ. local (authority) budget) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.Б.м.о. - основа финанс. ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, др. муницип. образования, определ. законодательством субъектов РФ). В Б.м.о. могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отд. насел, пунктов и тер., не являющихся муницип. образованиями.
Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и Федер. законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995). Более детально полномочия органов местного самоуправления определяются нормативно-правовыми актами органов гос. власти субъектов РФ. Российское законодательство закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.м.о., контролировать его исполнение.
Самостоятельность Б.м.о. обеспечивается: достаточным уровнем собственных доходов (согласно Бюджетному кодексу РФ - наличием собственных доходов); правом определять направления расходования бюдж. средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых органами гос. власти.
Доходы Б.м.о. формируются за счет: местных налогов, сборов и штрафов, долей федер. и региональных налогов и сборов, закрепл. на постоянной основе за Б.м.о., неналоговых доходов (см. Собственные доходы бюджета), отчислений от регулирующих федер. и регион, налогов и сборов; финанс. помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов; средств на финансирование реализации отд. гос. полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с решениями РФ и ее субъектов; средств на компенсацию дополнит, расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти и приводящих к увеличению расходов (уменьшению доходов) Б.м.о.
При недостаточности бюдж. средств органы местного самоуправления вправе привлекать дополнит, источники, покрывающие дефицит бюджета, к-рые не включаются в общую сумму доходов Б.м.о. В качестве таких источников для муницип. образований выступают внутренние муницип. заимствования у физич. и юридич. лиц.
Расходы Б.м.о. осуществляются за счет доходов и заемных средств. Согласно Бюджетному кодексу РФ за Б.м.о. закрепляется финансирование след. видов расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муницип. собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учр-ниЙ образования, здравоохранения, культуры, физич. культуры и спорта, СМИ, др. учр-ний, находящихся в муницип. собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муницип. органов охраны обществ, порядка; организация, содержание и развитие муницип. жилищно-коммун. хоз-ва; муницип. дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муницип. образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключ. радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муницип, органов; организация транспортного обслуживания населения и учр-ний, находящихся в муницип. собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территории муницип. образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муницип. долга; целевое дотирование населения; содержание муницип. архивов; проведение муницип. выборов и местных референдумов; реализация иных решений органов местного самоуправления и пр. расходов, отнес, к вопросам местного значения.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает ряд количеств, ограничений, в частн.: текущие расходы бюджета не могут превышать объем доходов бюджета; размер дефицита бюджета не может превышать 10% объема доходов бюджета без учета финанс. помощи из вышестоящих бюджетов; предельный объем муницип. долга не может превышать объем доходов Б.м.о. без учета финанс. помощи из бюджетов др. уровней; дополнит, ограничения установлены для муницип. образований, получающих финанс. помощь из бюджета субъекта РФ.
Б.м.о., являясь частью бюджетной системы РФ, прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня - бюджетом субъекта РФ. Поэтому, хотя законодательство закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования Б.м.о., эта самостоятельность имеет пределы. Напр., определение нормативов отчислений от регулирующих налогов и сборов и размеров финанс. помощи Б.м.о. находится в компетенции органов гос. власти субъектов РФ, к-рые в пределах своих полномочий самостоятельно осуществляют перераспределение бюдж. средств.