Бюджет военный
- централизованный фонд денежных средств (ассигнований), выделяемый в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного (федерального) бюджета в течение финансового года.Б.в. - важнейший стоимостный инструмент реализации военно-экономич., военно-финанс, военно-тех-нич., военно-соц., военно-научной и военной полити-ки гос-ва.
Он играет важную роль в обеспечении обороноспособности и военной безопасности гос-ва, функционировании всех потенциалов, на к-рых они базируются. Б.в. охватывает часть общих военных расходов гос-ва (см. Расходы военные) и характеризует величину военных затрат, официально призн. нац. бюджетной статистикой.
Состав Б.в. гос-в в связи с особенностями нац. бюджетных классификаций существенно различается. Вместе с тем во всех гос-вах осн. компонентом Б.в. выступает бюджет мин-ва обороны. Б.в. может также включать официально признаваемые военные программы др. мин-в и ведомств, в т.ч. расходы на: разработку и произ-во ядерного оружия; военно-космич. программы; военную помощь; подготовку экономики к войне и т.п.
В ФРГ офиц. Б.в. признается часть расходов федер. программы «Общегосударственная деятельность» в виде подпрограммы «Национальная оборона». Б.в. ФРГ включает: бюджет мин-ва обороны; затраты на гражданскую оборону; затраты на содержание иностр. вооруж. сил на тер. ФРГ.
Военные бюджеты ряда стран НАТО (в ценах 1990)
{млрд в нац. валюте)
Страна | 1985 | 1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 2000 |
США | 295,4 | 299,3 | 233,6 | 222,7 | 212,3 | 201,8 |
Велико- |
|
|
|
|
|
|
британия | 24,5 | 22,3 | 17,3 | 16,7 | 16,6 | 16,0 |
ФРГ | 57,4 | 56,2 | 41,9 | 40,4 | 39,5 | 41,3 |
Франция | 216,8 | 230,8 | 216,9 | 211,1 | 203,9 | 198,4 |
Италия | 24851,8 | 23750,0 | 21244,7 | 23726,4 | 24616,5 | 26470,6 |
Турция | 6509,4 | 7841,4 | 8706,8 | 9191,8 | 9119,2 | 10417,7 |
В США офиц. Б.в. считается фонд ден. средств по программе «Национальная оборона», к-рая выделена в расходах федер. бюджета по функцион. структуре.
Эта программа включает: бюджет мин-ва обороны; военные программы: мин-ва энергетики (на разработку и произ-во ядерного оружия), ФЕМА (на гражданскую оборону и мобилизац. подготовку экономики), ФБР (на нек-рыеконтрразведыват. операции), Национального научного фонда (на военно-ориентир. исследования); службы выборочного призыва; мин-ва транспорта (на резерв транспортных средств). Кроме того, в США в состав Б.в. входит часть затрат на содержание центр, аппарата и пенс, обеспечение сотрудников ЦРУ (расходы на военную помощь и Службу береговой охраны не включаются).
В ведущих зарубежных гос-вах при формировании Б.в. используют программно-целевой подход, наиболее полно реализованный в системе «планирование - программирование - разработка бюджета» (см. Программирование финансовое), к-рая была внедрена в США в начале 60-х годов. Основу для составления Б.в. образуют запросы на финансирование конкретных военно-целевых программ.
Рассмотрением проекта Б.в. (в рамках проекта федер. бюджета) в обеих палатах Конгресса США занимаются непосредственно комитеты по делам вооруж. сил, в составе к-рых имеются подкомитеты, ответств. за выработку решений по осн. функцион. направлениям деятельности мин-ва обороны в рамках правительств, программы расходов.
Число и состав подкомитетов меняются в зависимости от приоритетов военной политики и задач военного стр-ва. Рассмотрение проходит в два этапа. На I -м этапе подкомитеты, проанализировав проект Б.в. по своим статьям, передают его в комитет по делам вооруж. сил соотв. палаты Конгресса с целью выработки заключения. На 2-м этапе, после утверждения предварит, бюдж. резолюции и правительств, программы расходов, проект федер. бюджета и его составная часть - Б.в. - рассматриваются в комитетах по ассигнованиям палаты представителей и сената. Однако если на 1-м этапе Б.в. анализируют по конкретным статьям, то на 2-м этапе лишь обсуждают общую сумму ассигнований, необходимых для финансирования военных расходов.
Процедура рассмотрения на обоих этапах одинакова: подкомитеты -* комитеты по ассигнованиям -* согласительная комиссия из представителей комитетов по ассигнованиям обеих палат. Имеющиеся расхождения по проекту федер. бюджета и его составной части - Б.в. - окончательно регулируются согласительной комиссией Конгресса. После утверждения федер. бюджета США и в его составе Б.в. организуется исполнение бюджета. В ведущих зарубежных гос-вах исполнение Б.в. включает: финансирование; расходование военно-бюдж. ассигнований; осуществление финанс. контроля; ведение финанс. учета и анализа; составление отчетности.
В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (233,141,вступил в силу с 2000) составление проекта Б.в., его исполнение, контроль за использованием выделенных ассигнований отнесены к ведению федеральных исполнит, органов власти. В ведении федеральных представит, органов власти находятся: рассмотрение в установленном порядке проекта Б.в. в составе проекта федерального бюджета, его утверждение, контроль за исполнением и утверждение отчета об его исполнении.