Бюджетный федерализм
- (англ. budget federalism) - способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы - федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, - обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.К осн. принципам Б.ф. относятся; единство общегос. интересов и интересов населения, проживающего на тер. субъектов федерации и входящих в них муницип. образований, по бюджетным вопросам; сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики гос-ва; сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы; высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюдж. обеспеченность на базе налогового потенциала соответств. территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения; активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики гос-ва, включая межбюджетные отношения.
К федеративным гос-вам, где в той или иной степени реализуется Б.ф., относятся; Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Австралия.
РФ входит в число асимметричных федераций.
Принцип равенства прав субъектов РФ, зафиксир. в Конституции РФ, не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историч., социально-экономич. и политич. условиям функционирования субъектов РФ. Это предопределяет объективное требование - учитывать их в межбюджетных отношениях.
Однако при всех различиях в межбюдж. отношениях, складывающихся между отд. субъектами РФ с федер. центром, они не должны противоречить интересам др. субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Поэтому асимметричность федерации не означает отклонения от принципов федерализма. Для классических федераций характерен высокий уровень автономии отд. государственно-территориальных образований.
Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства федеративного гос-ва высокая степень автономии субъектов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определ. пределы, иначе может последовать распад федерации.
Не является отступлением от принципов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены Северной Территории - с ней федеральный центр заключил спец. бюджетное соглашение.
В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социально-экономическое развитие до среднего по стране уровня (после того как поставл. задача была решена, попытки федерального центра устранить предоставл. Аляске привилегии оказались безуспешными, т.к. это не было заранее обусловлено договором).
Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой. (Особый статус имеют и нек-рые административно-территориальные образования в унитарных гос-вах: Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испании и др.). В связи с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюдж. ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы.