Бюджетный учет
- научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли бухгалтерского учета. Б.у. охватывает все финансово-хозяйственные операции, связ. с процессом исполнения бюджетов.Он состоит из учета исполнения: бюджетов в органах Федерального казначейства, финанс. органах и налоговых органах; смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Задачи учета исполнения бюджета в органах Федерального казначейства и финанс. органах однотипны.
Различие состоит в том, что органы Федерального казначейства выполняют их применительно к федер. бюджету, а финансовые органы разных уровней [министерства финансов республик, входящих в состав РФ, финанс. управления (отделы) областей, краев, автономной области, автономных округов, городов различного подчинения, районов] -применительно к своим собственным (республиканским, областным, краевым и т.д.) бюджетам. К задачам относятся: обеспечение гос. органов исполнит. власти своеврем. информацией о выполнении доходной и расходной частей соответств. бюджетов, необходимой для управления процессом исполнения бюджетов и контроля за ним (ведутся учет доходов в целом и в разрезе отд. видов, учет бюджетных средств, финансирования и расходов в целом и по отд. распорядителям бюджетных средств).
Казначейство и финанс. органы ведут также учет бюджетных ссуд, расчетов между бюджетами, определяют результаты исполнения соответств. бюджетов. Органы Федерального казначейства производят распределение в установл. законодательством (Законом о федеральном бюджете на соотв. год) размерах доходов между федер. бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; инструктаж и контроль Казначейством и финансовыми органами порядка ведения бух. учета и составления отчетности в финансовых органах, у распорядителей и получателей бюджетных средств, состоящих на соотв. бюджетах.
Постановка учета исполнений смет доходов и расходов бюдж. учр-ний контролируется путем; проведения проверок и обследований на местах и путем анализа получаемой Казначейством и финанс. органами периодич. и годовой отчетности; участия работников бухгалтерий финанс. органов и органов Федерального казначейства совместно с работниками др. отделов (бюджетных, социальной защиты) в проведении ревизий исполнения смет доходов и расходов бюдж. учр-ний, состоящих на соответств. бюджетах.
Функции по методологич. руководству бух. учетом исполнения бюджетов всех уровней и бух. учету в бюдж. учр-ниях возложены Бюджетным кодексом РФ и Правительством РФ на Минфин РФ. Учет исполнения бюджетов всех уровней ведется в соответствии с действ, законодательством, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, соответств. инструкциями по бух. учету и отчетности и др. нормативными документами, разрабатываемыми Минфином РФ.
В инструкциях устанавливается порядок учета, формы первичных документов и документооборот, состав регистров синтетич. и аналитич. учетов и корреспонденции счетов, порядок составления бух. баланса и составления и представления отчетов об исполнении бюджетов. Единый план счетов бюдж. учета устанавливается Правительством РФ. В целях единого порядка ведения бух. учета исполнения бюджетов приказом Минфина России № 15—н от 17 февр. 1999 была утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Кроме того, приказом Минфина РФ № 107-н от 13 дек. 1999 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, к-рая является документом, формирующим учетную политику бюдж. учр-ния.
Она предусматривает: план счетов бух. учета в бюдж. учр-ниях; мемориально-ордерную форму ведения бух. учета; способ применения субсчетов плана счетов бух. учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов бюдж. средств и средств, получ. из внебюджетных источников; формы первичных учетных документов н регистр бух. учета; методы оценки активов и обязательств; корреспонденцию субсчетов по осн. бухгалтерским операциям.