Бюджетный кредит
- (англ. budget credit) - одна из форм финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.Получатели Б.к. обязаны вернуть его (погасить отсроченные платежи) в установл. срок и уплатить проценты за пользование им. Порядок получения и пользования Б.к. зависит от того, является ли хозяйствующий субъект государственным и муниципальным унитарным пр-тием или не является им.
Государственные и муницип. унитарные пр-тия получают процентные и беспроцентные Б.к. на условиях и в пределах лимитов, к-рые предусмотрены соотв. бюджетами. Предоставление и пользование Б.к. контролируется органами, исполняющими бюджет, контрольными органами соотв. законодат. (представит.) органов власти, к-рым получатели Б.к. обязаны предоставить информацию и отчет об использовании Б.к. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоч. органы ведут реестры всех предоставл. Б.к. по их получателям.
Юридические лица, не являющиеся гос. или муницип. унитарными пр-тиями и бюдж. учр-ниями, могут получить Б.к. на основании договора, заключ. в соответствии с гражданским законодательством РФ и Бюджетным кодексом РФ, только при условии представления документов, подтверждающих платежеспособность заемщика и его готовность исполнить обязательство по возврату кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в т.ч. в виде акций, иных ценных бумаг, паев), в размере не менее 100% предоставляемого Б.к. при условии высокой степени их ликвидности.
При предоставлении Б.к. финанс. орган или по его поручению уполномоч. орган обязательно проводит предварит, проверку финанс. состояния получателя Б.к. Кроме того, учитывается выполнение заемщиком требований бюдж. дисциплины: кредит может быть предоставлен только юридич. лицам, не имеющим просроч. задолженности по бюдж. средствам, ранее предоставл. им на возвратной основе.
Средства Б.к. перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной орг-ции. Дальнейшие операции и платежи за счет средств Б.к. заемщик осуществляет самостоятельно в соответствии с целями Б.к. и в порядке, предусмотр. Бюджетным кодексом РФ и гражданским законодательством РФ. При этом финанс. орган или по его поручению уполномоч. орган имеет право проводить проверку финанс. состояния заемщика во время всего срока действия Б.к., а также проводить проверку его целевого использования.
Возврат предоставл. юридич. лицам бюдж. средств, плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Планирование Б.к. осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финанс. год. При рассмотрении проекта бюджета в законодат. (представит.) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов.
При утверждении бюджета обязательно указываются: цели, на к-рые могут быть предоставлены Б.к.; условия и порядок их предоставления; лимиты выделения Б.к. на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года; ограничения по субъектам использования Б.к. По истечении бюдж. года составляется отчет о предоставлении и погашении Б.к. (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финанс. органы несут ответственность за соблюдение устанозл. порядка предоставления заемщикам Б.к. Отклонение от этого порядка, допущенное финанс. органом, принятие в обеспечение Б.к. низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства РФ и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу Б.к. с нарушением установл. порядка.
Как новая форма централизованного перераспределения финанс. ресурсов, Б.к. появились после 2-й мировой войны и быстро превратились в активный инструмент гос-ва по структурной перестройке экономики. Наибольшее распространение Б.к. получили в Великобритании, где они выдаются из Национального фонда займов государственным корпорациям и местным органам самоуправления сроком на 5, 10, 15 и 25 лет под очень высокие проценты (13-14% годовых).
Во Франции Б.к. поступают заемщикам через Фонд экономического и социального развития, формирование к-рого в значит, мере осуществляется за счет бюдж. средств. Фонд выдает долгосрочные займы сроком от 7 до 20 лет, причем не только гос. корпорациям, но и частным монополиям; особенно крупные займы предоставляются производителям с.-х. продукции.
В России Б.к. стали использоваться сравнительно недавно -после перевода экономики страны на рыночные основы хозяйствования. Предоставляются они в большинстве своем на инвестиц. цели и служат одной из форм гос. финанс. поддержки пр-тий, осуществляющих структурную перестройку произ-ва, модернизацию оборудования и т.п. Б.к. могут получить российские пр-тия и орг-ции, являющиеся юридич. лицами (за исключ. пр-тий с участием иностр. капитала) при соблюдении ими установл. требований, дающих право на Б.к. Одинаковую экономич. суть с Б.к. имеют бюджетные ссуды; они выдаются из вышестоящего бюджета исполнит, органом регионального и муницип. уровней на покрытие внутригодовых кассовых разрывов, образующихся в региональных и местных бюджетах в ходе их исполнения.
Б.к. следует отличать от государственных кредитов, предоставляемых Россией иностр. гос-вам; на основе гос. кредитов возникают долговые обязательства иностр. гос-в перед Российской Федерацией.