Бюджетный контроль
- (англ. budgetary control) - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.Цель Б.к. - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюдж. средств. При Б.к. проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и др. платежей в бюджет, соблюдение финанс. дисциплины и режима экономии в расходовании бюдж. средств. Объектами Б.к. являются не только ден, средства, но и материальные и трудовые ресурсы пр-тий и орг-ций, финансируемых из бюджета.
Б.к. осуществляется соотв. федеральными и региональными органами гос. власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами, налоговыми и таможенными органами, органами финансово-банковской системы, ведомственного контроля.
Содержание Б.к., его организац. формы самостоятельно определяют законодат. (представит.) органы гос. власти и органы местного самоуправления (Федеральное собрание РФ, законодательные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, городские, районные думы и др.), руководствуясь соотв. положениями о бюдж. процессе.
Законодат. (представит.) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. В результате рассмотрения проектов бюджетов в комитетах и комиссиях законодат. органов- выявляются возможности увеличения доходной части бюджетов, определяются пути наиболее эффективного и целесообразного распределения бюдж. средств, снижения дефицита бюджета.
Законодат. органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), осн. задачами к-рых являются: контроль за своеврем. исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению; регулярное представление представит, органам власти информации о ходе исполнения бюджетов; анализ выявл. отклонений от установл. показателей бюджета и подготовка предложений, направл. на их устранение; финанс. экспертиза проектов законов. Исполнит, органы гос. власти и органы местного самоуправления (Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, администрации областей, краев, округов, городов, районов и др.) контролируют правильность использования пр-тиями и орг-циями выдел, им из бюджета ассигнований.
Ведущую роль в осуществлении Б.к. со стороны исполнит, органов играют Минфин России и финанс. органы в регионах и на местах. Финанс. органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланир. суммах, законность расходования бюдж. средств, состояние смет-но-штаткой дисциплины, бух. учета и отчетности у распорядителей и получателей бюдж. средств.
Осн. задачей органов Федерального казначейства является контроль за исполнением федер. бюджета. Органы наделены правами проводить у любых пр-тий и орг-ций проверки ден. документов и регистров учета, связ. с зачислением и использованием средств федер. бюджета, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафов. К функциям органов Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственного таможенного комитета России относятся: контроль за соблюдением налогового и тамож. законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, включая таможенные платежи, в соотв. бюджеты; выявление, пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.
На органы Банка России и уполномоч. кредитные орг-ции возложен контроль за правильностью и своевременностью зачисления средств на счета бюджетов и перечисления с них средств на счета распорядителей и получателей бюдж. средств.
Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями отраслевых уин-ств и ведомств путем проведения ревизий и проверок финансово-хозяйств. деятельности подведомств. орг-ций с целью выявления хищений, нарушений финанс. дисциплины, принятия мер по возмещению виновными причиненного ущерба. Б.к. подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль предшествует расходованию ден. средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представл. в финанс. органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюдж. ассигнований и повышения эффективности распределения бюдж. средств. Текущий контроль осуществляется в ходе финансирования из бюджета, анализа периодич. отчетности, перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюдж. средств.
Осн. задача текущего контроля - обеспечение расходования бюдж. средств в соответствии с выполнением программ и планов производств, показателей и освоением ранее выдел, средств, предупреждение излишеств в расходовании бюдж. средств. Последующий контроль проводится после поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бух. балансов распорядителей бюдж. средств, а также при проведении ревизии и проверок финансово-хозяйств. деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности.
Цель последующего контроля - выявление допущ. нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюдж. средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финанс. дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюдж. и иного законодательства РФ.