Бюджетные нормы и нормативы
- устанавливаемые органами власти размеры мобилизации средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Б.н. и н. являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования.Используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также в процессе исполнения бюджета и контроля за его исполнением. Применение бюджетных норм при планировании расходов на содержание бюджетных оргций, находящихся на сметном финансировании, позволяет: создать примерно равные условия для удовлетворения социально значимых потребностей населения на тер. страны, региона, муницип. образования; научно обосновать расчет потребности отд. получателей в бюдж. средствах.
По содержанию бюджетные нормы классифицируют на материальные и денежные; по источнику финансирования - на финансовые (рассчит. на все источники покрытия) и бюджетные (рассчит. на покрытие за счет бюджета); по методам построения и сфере применения - на индивидуальные (по отд. видам расходов), комбинированные (на единицу планирования в составе бюджетного учр-ния), укрупненные (на бюдж. учр-ние в целом); по методам утверждения -на обязательные (утверждаемые органами гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции) и факультативные (устанавливаемые в ведомственном порядке финанс. органами, главными распорядителями бюджетных средств).
Бюджетные нормативы используются при планировании доходов бюджета (ставка налога, уровень собираемости налогов в бюджет), расчете предельного уровня дефицита бюджета, размеров гос. и муницип. долгов и расходов на их погашение и обслуживание (в % к ВВП или к объему расходов бюджета). Широко применяются нормативы в межбюджетных отношениях при планировании объема регулирующих доходов (норматив отчислений) и дотаций из Фонда финанс. поддержки регионов, муницип. образований.
В ряде регионов при планировании расходов на содержание соц. сферы используются нормативы миним. бюдж. обеспеченности по каждой отрасли соц. сферы (здравоохранение, образование, культура и т.д.) на 1 жителя субъекта РФ. При этом раздельно могут устанавливаться нормативы миним. бюдж. обеспеченности текущих расходов и нормативы миним. бюдж. обеспеченности инвестиционных расходов.
Поставлена задача расчета миним. бюджетов субъектов РФ и муницип. образований, исходя из законодательно установл. гос. миним. соц. стандартов, норм и нормативов финанс. затрат на единицу предоставл. гос. или муницип. услуг. Наличие прогрессивных Б.н. и н. является основой для обеспечения реальности показателей бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии в процессе бюджетного финансирования. Кроме того, Б.н. и н. служат необходимым условием для внедрения экономико-математич. методов в бюдж. планирование и прогнозирование, автоматизации управления процессами в соц. сфере.
Так, распределение ден. средств, выделяемых Министерству обороны РФ из бюджета по разделу «Национальная оборона», осуществляется на основе установленных соответств. органами норм затрат на содержание расчетной единицы (военнослужащий, танк, корабль и др.).
Гл. цель - нормирование расходов - позволяет эффективно использовать ресурсы, выделяемые на оборону страны, строго на определенные цели - обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил с учетом любых вариантов развития международной обстановки.
По назначению нормируемых ден. средств в процессе финанс. обеспечения войск, методике разработки, выбору расчетной единицы и т.п. различают нормы на; боевую подготовку; проведение воспитательной работы; содержание личного состава; содержание, эксплуатацию и ремонт вооружения и военной техники в войсках и т.д. На разных уровнях финанс. обеспечения войск нормы выражают разл. пределы обобщения использования ден. средств.
По индивидуальным нормам, как правило, регламентируют расход ден. средств на содержание конкретной единицы военной техники, вооружения или личного состава, они устанавливаются на отд. виды или статьи расходов сметы МО РФ. Укрупненные нормы устанавливают на основе индивидуальных норм. Разл. уровень организации финанс. обеспечения войск требует разной степени укрупнения норм (воинская часть, соединение и т.д.). Нормы подразделяют на обязательные и факультативные. Обязат. нормы, как правило, устанавливает Правительство РФ, и величина их не может быть изменена.
К таким нормам в МО РФ относятся, напр., нормы ден. довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, к-рые должны в установл. размерах выплачиваться личному составу своевременно и полностью в любых условиях жизни и деятельности войск.
Примерами факультативных норм могут служить нормы расходов ден. средств на боевую подготовку, на содержание отд. видов военной техники, имущества, нек-рые др. расходы довольствующих служб, хоз. и банно-прачечное обслуживание. Их устанавливают главные (центр.) управления МО РФ с учетом действит. потребностей войск в ден. средствах по отд. видам затрат, исходя из фактич. расходов за прошлые периоды и наличия ассигнований по смете МО РФ. В МО РФ рассчитывают также перспективные и текущие нормы.
Перспективные нормы исчисляют на длит, период, они служат основой при определении объема финанс. ресурсов, необходимых для обеспечения выполнения мероприятий, предусмотр. перспективными планами. Текущие нормы используют при финанс. планировании в войсках в течение планового периода (как правило, в течение года).
Нормы расходования средств систематически пересматриваются исходя из постоянно меняющихся потребностей войск и экономич. возможностей гос-ва. В практике нормирования расходов используют два метода: опытно-статистический и расчета о-аналити-ческий. Сущность опытно-статистич. метода заключается в том, что за базу устанавливаемых норм принимаются данные о фактич. расходах ден. средств за прошлые периоды, он является недостаточно научно обоснов. и точным. При его применении в отчетных данных о фактич. расходах средств за прошлые периоды автоматически отражаются как достижения при применении средств, так и случаи их нерацион, использования. Наиболее прогрессивные нормы получают с помощью расчетно-аналитич. метода. Он заключается в расчете нормообразующих элементов затрат ден, средств и соответствующем их экономич. обосновании. Применение этого метода позволяет определить величину каждого элемента расхода, составляющего внутреннюю структуру норм.
Дифференциация норм способствует наиболее полному обеспечению войск ассигнованиями с учетом особенностей их деятельности. При этом принимаются во внимание различия видов воинских частей и учр-ний, характер их деятельности и условий функционирования как факторы, влияющие на уровень затрат. В процессе финанс. обеспечения войск дифференциация осуществляется соотв. распорядителями бюджетных средств.
Все факторы, влияющие на уровень затрат в процессе финанс. обеспечения войск и учитываемые в ходе нормирования, сводятся к: функциональным (предназначение воинских частей и учр-ний; различия в их типах, состояние материальной базы воинских частей и учр-ний) и территориальным (местные, экономич., климатич., географич. условия деятельности воинских частей и учр-ний, а также нац. особенности района расположения войск). Дифференциация норм может быть постоянной или временной. Первая обусловливается необходимостью учета воздействия на уровень расходов постоянных факторов (географич. или климатич. условий и др.); вторая диктуется временно действующими факторами и ликвидируется с момента их устранения.