Бюджетные заимствования
- денежные средства, поступающие на кредитной основе в распоряжение Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований для финансирования дефицита соответствующего бюджета и погашения долговых обязательств.Поступление заемных средств в бюджеты всех уровней осуществляется на основе кредитных операций органов гос. власти и местного самоуправления, по к-рым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации и муницип. образований. Б.з. подлежат возврату в той же сумме с уплатой процента (платы) на величину займа; утверждаются органами законодат. (представит.) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финанс. год по осн. видам привлеченных средств.
Б.з. подразделяются на государственные и муниципальные; первые используются для финансирования дефицита федерального и субфедерального бюджетов, а также погашения гос. долговых обязательств РФ и субъектов Федерации; вторые - для финансирования дефицита местных бюджетов и погашения долговых обязательств муницип. образований. Б.з. подразделяются также на внутренние и внешние; при этом критерием деления может выступать валюта заимствований или признак резидентства кредиторов.
В Российской Федерации к внутренним относят заимствования в валюте РФ, к внешним - в иностр. валюте. По методике Международного валютного фонда гос. внутренние заимствования - это привлечение средств от резидентов, при привлечении средств от нерезидентов формируются внешние заимствования.
К внутренним заимствованиям относят: займы на внутр. финанс. рынке, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Федерации, субъекта Федерации или муницип. образования; кредиты, полученные от отечеств, кредитных орг-ций.
К внешним -кредиты правительств иностр. гос-в, кредиты иностр. коммерч. банков и фирм, займы междунар. финансовых орг-ций, предоставляемые в иностр. валюте. Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. ст. 95 и 96), могут быть только внутр. заимствования (субфедеральные и му-ниц. займы, осуществляемые путем выпуска региональных и муницип. ценных бумаг; кредиты, полученные от отечеств, кредитных орг-ций), поступающие от российских юридич. и физич. лиц, т.е. от внутрирос-сийских кредиторов.
Однако в связи с тем, что до 1 января 2000 субъекты Федерации имели законодат, право осуществлять не только внутренние, но и внешние заимствования, у них образовался внешний государственный долг, к-рый из-за нехватки бюджетных средств может подлежать реструктуризации. Поэтому ст. 90 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает для субъектов Федерации ограничений по валюте долговых обязательств.
В наст, время правом осуществления государственных внешних заимствований обладает Российская Федерация, от имени к-рой их может осуществлять Правительство РФ либо уполномоченный им ответственный федеральный орган исполнит, власти.
Право осуществлять гос. и муницип. внутренние заимствования, включая гос. и муницип. гарантии, предоставлено; от имени Российской Федерации - Правительству РФ либо уполномоч. им ответственному федеральному органу исполнит, власти; от имени субъекта Федерации - единственному уполномоч. органу исполнит, власти субъекта Федерации; от имени муницип. образования - уполномоч. органу местного самоуправления в соответствии с уставом муницип. образования.
В России существует единая система учета и регистрации гос. и муницип. заимствований. Субъекты Федерации и муницип. образования обязаны регистрировать свои заимствования в Минфине РФ; последнее ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации, в к-рой отражаются внутренние и внешние долги самой России, субъектов Федерации и муницип. образований.