Бюджетные ассигнования
- средства бюджета, предусмотренные сводной бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.В соответствии с классификацией бюджетных расходов А.б. предназначаются для: развития отраслей экономики; фундаментальных научных исследований и разработки перспективных технологий; финансирования социальных мероприятий; обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга; национальной обороны; осуществления правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности граждан и государства; функционирования органов государственного управления и местного самоуправления и др. (см. Бюджетная классификация).
Планируются А.б. не только в целом на год, но и поквартально, в связи с чем их использование ограничено рамками квартала. Запланированные в соответствии с утвержд. бюджетом А.б. становятся бюджетными назначениями.
А.б. играют ключевую роль в финанс. обеспечении гос. и муниципальных потребностей, но их объем и динамика, состав и структура в разных странах зависят от методов хозяйствования и уровня развития рыночных начал в экономике.
Так, в странах с развитой рыночной экономикой А.б. направляются на гос. регулирование отраслевой структуры обществ, произ-ва, финанс. поддержку товаропроизводителей (напр., производящих с.-хоз. продукцию) и частных компаний (победивших в конкурсах на право получения гос. заказа), наращивание научно-технич. потенциала страны, финансирование бюдж. расходов на экологию, освоение космоса, нац. оборону и безопасность, реализацию соц. программ, гос. управление и т.д. Однако ни ежегодно возрастающая абсолютная величина А.б., ни их разнообразие не приводят в этих странах к сокращению децентрализ. источников финансирования воспроизводств. затрат, формируемых за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.
В странах со значит, уровнем огосударствления экономики (что было характерно для быв. СССР) А.б. широко использовались для покрытия текущих расходов, связ. с простым воспроизводством; именно поэтому они предназначались на дотирование пр-тий, покрытие разниц в ценах, а не только на капит. вложения.
С переводом экономики России на рыночные отношения хозяйствования состав и структура А.б. претерпели существ, изменения: бюдж. средства больше не используются на покрытие разниц в ценах; значительно сокращено дотирование пр-тий (остались лишь дотации угольной промышленности, жилищно-коммун. хоз-ву и по завозу товаров в районы Крайнего Севера); появились новые направления затрат (на реализацию быстро окупаемых коммерч. проектов, на развитие рыночной инфраструктуры, на конверсию оборонной пром-сти и т.п.).
В связи с глубоким эко-номич. кризисом, постигшим Россию в 90-е годы XX века, общей нехваткой финанс. средств значит, часть ее А.б. предназначалась на осуществление текущей деятельности предприятий, реализацию социальных программ и обслуживание гос. (муницип.) долга. Однако по мере достижения Россией финансовой стабильности структура А.б., направляемых в отрасли материального производства и непроизводственной сферы, постепенно изменится: в ней возрастет доля средств, используемых на капит. затраты.
На структуру А.б. влияют и проводимые в России реформы - военная, пенсионная, жилищно-коммунальная. Так, А.6., выделяемые Министерству обороны РФ по разделу «Национальная оборона», предназначены не только на финансирование мероприятий в области обороны и оборонной безопасности, утилизацию вооружений и военной техники, поддержание мобили-зац. мощностей и мобилизац. подготовку экономики, дотации закрытым административно-территор. образованиям, но и на осуществление военной реформы.
Выделяемые Министерству обороны РФ А.б. подразделяются на текущие (финансирование содержания Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований, до 1998 - и на выплату пенсий военнослужащим и приравн. к ним лицам) и капитальные, предназнач. на развитие военной организации гос-ва (финансирование закупки вооружений и военной техники, НИОКР по оборонной тематике, капит. строительство и др.).
Поквартальное распределение А.б. отражается в сводной бюдж. росписи. После ее утверждения в течение 10 дней А.б, доводятся органом, исполняющим бюджет, до распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в виде уведомлений о бюдж. ассигнованиях.
Изменение объемов А.б., довед. уведомлениями до распорядителей и получателей бюдж. средств, возможно лишь в случаях и в пределах, установл. Бюджетным кодексом РФ и др. нормативно-правовыми актами, регламентирующими исполнение бюджета, в течение 15 дней со дня принятия решения об изменении.
В части., согласно Бюджетному кодексу РФ объем А.б. может быть скорректирован вследствие: введения режима сокращения расходов бюджета; исполнения бюджета по доходам сверх утвержд. сумм; перемещения А.б. главным распорядителем бюджетных средств в пределах предоставл. ему полномочий. Обо всех изменениях А.б. орган, исполняющий бюджет, и распорядители бюдж. средств обязаны сообщать нижестоящим распорядителям и получателям бюдж. средств в спец. уведомлениях об изменениях А.б. в течение опре-дел. установл. законодательством срока со дня принятия решения о таком изменении. Предельные размеры изменений А.б. в расчете на финанс. год для главных распорядителей и распорядителей бюдж. средств не могут быть более 10% суммы, утвержд. в сводной бюдж. росписи, а для получателей бюдж. средств - более 15%. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать А.б., выдел, главному распорядителю бюдж- средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации в объеме до 10% выдел. А.б. Главные распорядители и распорядители бюдж. средств имеют право перемещать А.б. между бюджетополучателями в пределах 5% А.б., ранее довед. до получателя.
Объему А.б. в расчете на квартал должны соответствовать лимит и объем бюджетных обязательств. При этом орган, исполняющий бюджет, вправе без изменения А.б. отсрочить распорядителям и получателям бюдж. средств лимит бюдж. обязательств на период до 3 мес. Однако отсроченные бюдж. обязательства не могут превышать определ. величины (напр., 10%) А.б- установл. на квартал, в к-ром производится отсрочка бюдж. обязательств.
Лимиты бюджетных обязательств могут быть сокращены по сравнению с объемом А.б., если к моменту составления лимитов оказались невыполненными условия, соблюдение к-рых давало распорядителям и получателям бюдж. средств право на выделение А.б., или органами гос. финанс. контроля установлены факты нецелевого использования бюдж. средств.