Бюджетное регулирование
- (англ. budgetary management) - распределение регулирующих доходов и перераспределение средств (дотаций, трансфертов и т.п.) между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях.По существу это - межбюджетное регулирование, осуществляемое вышестоящими органами гос. власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем социально-экономич. развитии.
При Б.р. вышестоящие органы гос. власти исходят из задач и функций, возлагаемых на органы власти, соответств. территориальных образований, руководствуются принципом соблюдения государственных минимальных социальных стандартов, учитывают стимулирующее воздействие методов Б.р. на проводимую ими бюджетно-налоговую политику.
В мировой практике более широко применяется метод Б.р., заключающийся в перераспределении разл. средств между бюджетами разных уровней. В ряде стран (напр., Германии, Австрии) для Б.р. широко используется налог на добавл. стоимость, распределяемый на временной основе между федер. бюджетом и бюджетами субъектов федерации. В РФ свыше 70% средств Б.р. составляют отчисления от регулирующих доходов.
Средства между бюджетами разных уровней перераспределяются в виде дотаций, субвенций, нормативно-долевых дотаций (трансфертов), компенсаций бюджетам др. уровней (см. Бюджетные компенсации), взаимных расчетов.
В России на федер. уровне утверждаются только единые (одинаковые) для всех субъектов РФ нормативы отчислений от регулирующих доходов, что не позволяет учитывать особенности доходной базы каждого из субъектов РФ, поэтому регулирующие доходы отключены от выполнения своей регулирующей функции по отношению к консолидированным бюджетам субъектов РФ.
В результате Б.р. на федер. уровне представляет собой перераспределение средств через федер. бюджет. С1994 (II кв.) в РФ произошли качеств, изменения в Б.р. на верхнем уровне бюджетной системы: от индивидуального согласования объемов финанс. помощи субъектам РФ перешли к единым правилам ее определения и распределения по формулам.
С помощью последних стали находить доли (в %) субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов, образуемом в составе федер. бюджета с учетом возможностей последнего. Затем по получ. долям, исходя из фактически поступающих средств в этот фонд, исчислялись трансферты, подлежащие перечислению в бюджеты субъектов РФ.
С 2000 г. такие доли в качестве расчетных используются для определения абсолютных сумм трансфертов, утверждаемых в законе о федер. бюджете на очередной год.
Внутри субъектов РФ во взаимоотношениях с муницип. образованиями наряду с применением единых нормативов в большинстве случаев регулирующие доходы распределяются по методу сочетания единых и дифференцированных (групповых и индивидуальных) нормативов по разным видам доходов.
С 1995 все большее кол-во субъектов РФ образовывают (по аналогии с федеральным бюджетом) в составе своего бюджета Фонд финансовой поддержки муниципальных образований и определяют трансферты в местные бюджеты также на формализованной основе с учетом коррективов, исходя из особенностей территориальных бюджетов.
Методы Б.р. в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и муницип. образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и соц. гарантиям. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма, принятой в авг. 2001, для оказания финанс. помощи регионам теперь будут использоваться 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов (см. табл.).
Формы финансовой помощи из Федерального бюджета субъектам Российской Федерации
Характеристики | Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации | Фонд компенсаций | Фонд софинансирования социальных расходов | Фонд регионального развития | Фонд реформирования региональных финансов |
Цель | Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам | Финансирование федеральных законов (как правило, социальных пособий и льгот населению) | Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере | Поддержка развития региональной инфраструктуры | Поддержка и стимулирование бюджетных реформ |
Принцип распределения | Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов | Формула на основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот) | Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) | На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов | Конкурс (программы реформ и их выполнение) |
1 Тип финансовой помощи | Дотация (с выделением средств с особыми условиями перечисления и/или использования) | Субвенция на финансирование федеральных законов | Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) | Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ | Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов |
Условия предоставления | Для высокодотационных регионов -кассовое обслуживание бюджетов Федеральным казначейством | Целевое использование средств | Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ | Софинансирование | Выполнение программы реформ |
Порядок перечисления (использования) | Финансовым органам | Гражданам и предприятиям (организациям) через территориальные органы Федерального казначейства | Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью | Предприятиям (организациям) через органы Федерального казначейства | Финансовым органам при подтверждении поизведенных или включенных в бюджет расходов на проведение бюджетных реформ и оздоровление государственных финансов |
Статус | Действуете 1994 | Действует с 2001 | Вводится в 2003-2004 гг. | Действует с 2000, новый механизм вводится в 2002-2003 гг. | Срок действия -2001-2004 гг. |