Бюджетная политика
- совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.Содержание Б.п. многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов.
Будучи частью финансовой политики государства Б.п. является ядром экономич. политики и как таковая выступает средством осуществления экономич. и соц. политики государства.
Разработка Б.п. должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи Б.п., определяемые исходя из осн. направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Четко сформулированные цели и задачи Б.п., адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.
И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с осн. направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Функциональный аспект Б.п. включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетиых отношений.
Временной аспект Б.п. состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактич. характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицат. последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике.
В наст, время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегии, направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в соврем, условиях огромное значение. Б.п. осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства - на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях).
Без самостоятельной, продуманной и результативной Б.п. не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.
Основу Б.п. составляют стратегии, направления экономии, и соц. политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экоиомич. и соц. задач. В условиях рынка Б.п. - главный рычаг определения осн. направлений экономич. воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности Б.п. при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.
Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Б.п. не может быть эффективной, если четко не определены осн. ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы гл. цели и первоочередные задачи.
При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответств. расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность Б.п. во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке Б.п. участвуют законодат. (представительные) и исполнит, органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, историч. традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке Б.п, принадлежит Президенту РФ, к-рый определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.
Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры Б.п., к-рые должны соответствовать общим целям и задачам экономич. и соц. политики государства.
К примеру, в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались осн. ориентиры бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы, реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета и обеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами. В рамках этих стратегии, целей в Бюджетном послании Президента РФ были намечены первоочередные задачи Б.п. на 2001, ее приоритетные направления.
Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н. «нефинансируемых мандатов»), к-рые не могут быть профинансированы в 2001; концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход на принципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам; завершение реструктуризации государственного долга; завершение формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса перевода региональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлению государственными активами на новых принципах.
Многие из этих приоритетных задач уже решены или решаются.
В связи с этим на 2002 определены и конкретизированы те задачи, к-рые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на 2002 и последующий период. Среди них четко выделены 6 крупных направлений бюджетных мероприятий - в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, управления государственным долгом, совершенствования казначейских технологий, управления государственными финансами, в каждом из к-рых первоочередные задачи конкретизированы и четко определены.
Так, в области бюджетных доходов в 2002 предстоит дальше развивать налоговую реформу, принимая соответств. главы Налогового кодекса и трансформируя налоговую систему в направлении более рационального ее построения, исключения из нее налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, расширения рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами и т.п.
Продолжая прежнюю линию в отношении бюджетных расходов, Правительство РФ должно добиваться того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала активным инструментом решения важнейших соц. и экономич. задач. С этой целью в 2002 и последующие годы необходимо внедрить в практику бюджетной работы индикаторы результативности затрат государственных средств. Кроме того, в предстоящие годы должна быть изменена система бюджетного финансирования образоват. услуг, проведена пенсионная реформа, изменен механизм финансирования затрат в жилищно-коммун. хозяйстве и т.д.
В области межбюджетных отношений будет продолжена политика на установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий между разными уровнями власти. Это позволит добиться (при условии обеспечения адекватности бюджетных доходов расходным полномочиям на каждом уровне бюджетной системы) реальной финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований, повысить их заинтересованность и ответственность за эффективное управление бюджетными потоками, обеспечить государственную финансовую поддержку экономическому развитию территорий, провести структурные реформы.
Для соврем. России одной из наиболее болезненных и чреватых негативными последствиями является проблема обслуживания государственного долга в связи с накоплением критической его величины.
Вот почему сегодня Б.п. в области управления государственным долгом преследует цель - создать единую систему управления внутренним и внешним долгом, к-рая включала бы в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом.
Такая система должна обеспечить соответствие уровня гос. долга и его структуры экономии, возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств. Очень важно для России то, что сегодня признана неэффективной практика привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов и решено в будущем отказаться от таких кредитов, а также кредитов междунар. финансовых организаций на оказание консультационных услуг.
В 2002 и последующие годы будет продолжена, как намечено Б.п. России, работа по расширению сферы и совершенствованию казначейских технологий.
Важную роль в этом должен сыграть единый счет Федерального казначейства, призванный давать оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета, сократить срок прохождения бюджетных средств от плательщиков налогов до бюджетополучателей, снизить потребность федерального бюджета в заемных средствах.
Среди первоочередных задач, решение к-рых перейдет и на последующие годы, поставлена и задача доработки отд. положений Бюджетного кодекса РФ. Инструментами реализации Б.п. выступают бюджетное право (см. Правовые основы бюджетной системы) и бюджетный механизм. Однако для полной реализации Б.п. и обеспечения ее высокой результативности необходимо, чтобы нормативно-правовая база функционирования бюджета была адекватна условиям развития страны, а бюджетный механизм слаженно и эффективно работал.