Бюджетная инициатива
- право членов парламента и других субъектов законодательной инициативы вносить обоснованные изменения в представленный правительством проект бюджета на очередной финансовый год, а также предлагать к рассмотрению проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.Субъектами законодат. инициативы в России согласно Конституции РФ (ст. 104) выступают: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ по вопросам их ведения.
Перечень субъектов законодат. инициативы в России значительно шире подобных перечней в большинстве зарубежных стран, конституции к-рых наделяют подобным правом лишь депутатов парламента и правительство.
Б.и. реализуется прежде всего в ходе работы по рассмотрению проекта бюджета на очередной финансовый год.
Так, процедурой рассмотрения проекта федер. бюджета РФ предусмотрено, что он (после принятия к рассмотрению Государственной Думой) направляется в комитеты Государственной Думы и др. субъектам за-конодат. инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
В период рассмотрения проекта федер. бюджета проводятся парламентские слушания, итоги к-рых учитываются при обсуждении проекта закона на пленарных заседаниях Государственной Думы, затем отражаются в поправках к проекту бюджета, предлагаемых Государственной Думой. Ни Конституция РФ, ни бюджетное законодательство не разграничивают сферы осуществления Б.и. между ее субъектами.
Более того, в процессе рассмотрения проекта федер. бюджета в законодат. органе страны Б.и. реализуется совместно депутатами обеих палат Федерального Собрания и др. субъектами законодат. инициативы, когда они участвуют в парламентских слушаниях по проекту бюджета, работают в согласит, комиссиях и т.д.
Детально формы реализации Б.и. прописаны в регламенте Государственной Думы и Бюджетном кодексе РФ. В парламентах большинства стран Б.и. ограничена наличием особого порядка рассмотрения финансовых законов.
Это обусловлено тем, что правительства стремятся избежать увеличения предусмотр. в проекте бюджета гос. расходов или сокращения гос. доходов.
В России любой финанс. закон может быть предложен к рассмотрению в Федеральном Собрании РФ только при наличии заключения на него Правительства РФ. Эта мера и оправданна, и очень важна, поскольку является преградой на пути использования законодат. инициативы в популистских целях или под давлением разл. лоббистских структур (в т.ч. действующих в местнических целях).