Баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс)
- баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы находящихся на соответствующей территории хозяйствующих субъектов и внебюджетных фондов.Ден. доходы и расходы населения в Б.ф.р. не включаются. Различают Б.ф.р.: Российской Федерации; субъекта РФ; муниципального образования. Б.ф.р. РФ представляет собой совокупность доходов и расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и Б.ф.р. регионов.
Б.ф.р. субъекта РФ - это сумма баланса доходов и расходов бюджета субъекта РФ и Б.ф.р. муницип. образований. Б.ф.р. муницип. образования - это баланс доходов и расходов бюджета муницип. образования, а также хозяйствующих субъектов на данной территории.
Разработка Б.ф.р. - одна из составляющих прогноза социально-экономич. развития РФ, субъекта РФ, му-ницип. образования. Баланс служит инструментом, позволяющим на уровне прогноза макроэкономического развития определить целесообразность принятия тех или иных предложений и решений.
В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса РФ подготовка Б.ф.р., основ, на прогнозах социально-экономич. развития соотв. территории и отраслей экономики, предшествует составлению проектов соотв. бюджетов на очередной финансовый год. Б.ф.р. наиболее полно охватывает объем имеющихся финанс. ресурсов по источникам их формирования, к-рые могут быть использованы для обеспечения расширенного, воспроизводства, коллективных и социальных нужд, и служит контрольным ориентиром при разработке бюджетной политики на уровнях Федерации, субъекта Федерации или муни-цил. образования.
При составлении Б.ф.р. используются: отчетная информация Государственного комитета РФ по статистике, Министерства РФ по налогам и сборам, данные бюджетной статистики, отчетный Б.ф.р. за предыдущий год.
Особенностью территориальных балансов является наличие в структуре баланса региона или муницип. образования средств, получаемых из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.
В доходную часть включается сальдо по взаимным расчетам - разница между средствами, получаемыми субъектами Федерации или муницип. образования из федер. или регион, бюджета, и средствами, передаваемыми в соответствии с действ, бюджетно-налоговым законодательством на федер. или регион, уровень, включая взаиморасчеты с внебюджетными фондами.
Прогноз доходов Б.ф.р. содержит показатели социально-экономич. развития соотв. территории за последний отчетный период, ожидаемые показатели до конца базового года, показатели на последующий период, включая ожидаемую оценку результата деятельности хозяйствующих субъектов, налоговых и неналоговых поступлений, др. бюджетных доходов, доходов вне-бюдж. фондов.
В расчетах учитываются также изменения налогового законодательства и бюджетного законодательства в текущем году, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и ряд др. обстоятельств, влияющих на объем финанс. доходов.
При определении бюдж. доходов, включ. в Б.ф.р. территории, должны быть учтены положения, связ. с проводимой гос. политикой в области межбюджетных отношений. В части., положения о перераспределении налогов по уровням бюджетной системы, о распределении средств финанс. поддержки из вышестоящего бюджета.
Прогноз расходов Б.ф.р. осуществляется исходя из прогноза соотв. доходных статей баланса, с учетом необходимости снижения дефицита соотв. бюджета и возможного сокращения гос. расходов.
По возможности при оценке расходов учитываются расходы на территориях субъектов РФ за счет средств федерального бюджета. Это сопряжено с определ. трудностями, поскольку часть средств федер. бюджета распределяется по регионам федер. мин-вами и ведомствами и поступает получателям средств, минуя бюджеты субъектов Федерации. В связи с этим расходы прогнозируются с учетом экспертной оценки таких средств.
Начиная с 1999 Федеральное казначейство РФ составляет отчеты об исполнении федер. бюджета в регион, разрезе с последующим официальным опубликованием. Б.ф.р. территории должен учитывать необходимость достижения государственных минимальных социальных стандартов на основе нормативов финанс. затрат регионов на предоставление ими гос. или муницип. услуг.
При определении расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определ. обязательства (полномочия) за конкретным уровнем власти в соответствии с действ, законодательством. В базовых показателях для расчета расходов учитываются ожидаемая оценка на соотв. период, прогнозные показатели возможной инфляции и индексации заработной платы и материальных затрат.
Б.ф.р. представляет собой таблицу из двух частей: в первой части отражаются доходы; во второй - расходы, осуществляемые на соответствующей территории. Разница между итогами первой и второй частей баланса, т.е. между его доходной и расходной частями, отражает дефицит (профицит) финанс. ресурсов на тер. с указанием источников его погашения.
Дефицит Б.ф.р. не может быть равен дефициту соответствующего бюджета (см. Дефицит бюджета), поскольку баланс учитывает все доходы, получаемые на соответствующей тер., и все расходы на этой территории. Дефицит баланса отражает дефицит всех в совокупности финанс. средств, а не только бюджетных.
Вместе с тем при прогнозировании дефицита баланса исходят из положений, лимитирующих дефицит бюджета, учитывают направления гос. бюдж. политики по экономии гос. расходов и достижению бездефицитного бюджета. Поэтому в ходе подготовки Б.ф.р. разрабатывают мероприятия по сокращению затрат и возможному снижению расходов.
Источниками погашения дефицита баланса могут являться привлеч. средства, как внутренние, так и внешние: кредиты от кредитных орг-ций, гос. займы, бгодж. ссуды и др.