ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Пример консалтингового проекта по проведению организационной диагностики

Главная / Публикации / Пример консалтингового проекта по проведению организационной диагностики

Пример консалтингового проекта по проведению организационной диагностики   

Формат организационной диагностики, проводимой консультантами РУСКОНСАЛТ, зависит от специфики бизнеса, от набора проблем, которые формулирует руководитель или собственник бизнеса и от целей исследования.

В каких случаях наши клиенты заказывают организационную диагностику?

Классическими «поводами» для обращения к консультантам служат ухудшение финансовых показателей, планирование нововведений, выход на новые рынки, смена генерального директора или выход собственника из оперативного управления. Указанные выше поводы определяют совокупность методов организационной диагностики, сроки и стоимость проекта.

В данной статье мы хотим познакомить вас с некоторыми результатами «классической организационной диагностики», проводимой консультантами РУСКОНСАЛТ.

1. Логический парадокс: яйцо или курица?

В формате групповой проблемно-ориентированной сессии и\или диагностического интервью консультанты совместно с топ-менеджерами и сотрудниками организации формируют общее проблемное поле, отделяя типичные «жалобы» от реальных организационных проблем. Сформированное в результате проблемное поле позволяет выделить причинно-следственные связи между трудностями, которые ежедневно препятствуют достижению сотрудниками  лучших результатов.

Результатом данной работы служит не просто перечень проблем, но и причинно-следственные связи, выявление которых позволит в дальнейшем спланировать программу изменений. Например, падение продаж является следствием иных проблем: ситуация на рынке, неконкурентоспособность товара или услуги, неэффективная система мотивации, плохо обученные продавцы и т.д.

Эффект от построения проблемного поля заключается еще и в том, что совместная работа по постановке диагноза собственной организации улучшает взаимопонимание в коллективе лучше любого «тимбилдинга» и «новогоднего корпоратива». Любимое многими командообразование происходит в режиме реального времени.

2. «Витязь на распутье» - анализ целей и стратегических приоритетов

Анализ целей и стратегических приоритетов проводится в формате групповой сессии и\или развивающего интервью с собственниками и\или топ-менеджерами организации. В результате подобной работы у всех участников диагностики (а это те люди, которые будут реализовывать новые планы) появляется единое понимание стратегических приоритетов и собственного вклада в реализацию стратегии организации. Ну, а если цели сформулированы в виде «Стать лидером», «Увеличить прибыль», «Вырасти в 3 раза», «Занять 30% рынка», то в этом случае качественный анализ целей просто необходим, так как он позволит избежать ошибок и стратегических просчетов, а также появления неконкретных и заведомо недостижимых целей.

Результатом данного этапа организационной диагностики являются четко сформулированные цели в сфере маркетинга, продаж, финансов, персонала, бизнес-процессов, клиентов, поставщиков и т.д. Цели, которые не противоречат друг другу, потому что согласованы между всеми топ-менеджерами.

3. «За чей счет банкет?» - анализ ресурсов

Любая красивая идея, грандиозная стратегическая цель нуждается в финансировании. Достаточно ли у организации ресурсов, чтобы реализовать задуманную стратегию?

Анализ ресурсов проводится консультантами с участием топ-менеджеров на основе данных финансового учета и отчетности. Главная задача данного этапа – проанализировать возможность покрытия потребности в капитале и обеспечении надежной ликвидности. На данном этапе эксперты анализируют всю систему учета, в том числе учет доходов, учет затрат. Часто случается, что у руководства организации отсутствует картина о реальном положении дел, а система управленческого учета не позволяет принимать управленческие решения на основе фактов.

Результатом данного этапа диагностики является выявление зон риска, которые могут способствовать принятию стратегически неверных управленческих решений.

4. Анализ бизнес-процессов: «Однажды лебедь, рак и щука…»

Для достижения стратегических целей необходимо эффективное взаимодействие всех внутренних подразделений, баланс полномочий и ответственности конкретных сотрудников. Этап организационной диагностики по анализу бизнес-процессов и функциональному анализу позволяет выявить качество внутренних коммуникаций. От качества внутренних коммуникаций зависит исполнение управленческих решений, а значит и достижение организационных целей. Анализ бизнес-процессов и функциональный анализ консультанты проводят в формате интервью.

Результатом данного этапа является карта бизнес-процессов с указанием основных проблемных зон, а также рекомендации по устранению дисбаланса полномочий и ответственности, препятствующих эффективному взаимодействию.

5. Анализ кадрового потенциала: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

На данном этапе мы предлагаем оценить ключевых сотрудников компании по компетенциям, наличие которых необходимо для решения тех или иных задач бизнеса. Результатом данного анализа является анализ соответствия деловых и профессиональных качеств сотрудников стратегическим задачам бизнеса, а также рекомендации по использованию потенциала данных сотрудников с максимальным эффектом для бизнеса.

6. «НеДоросли» - анализ готовности организации к изменениям

Любые организационные преобразования возможны в том случае, если внутренняя культура и инфраструктура компании готовы к изменениям. Грандиозность целей должна соответствовать уровню зрелости организации. В противном случае организация обречена на пустые траты времени и ресурсов. Анализ готовности организации к изменениям проводят консультанты на основе данных интервью, наблюдения, по «слабым сигналам» и фактам, ставшим доступным в процессе проведения диагностики.

Например, если в организации должным образом не реализованы пять базовых принципов управления – планирование, организация, мотивация, координация, контроль, рассчитывать на экономический эффект от best practices, не стоит.

Итак, результатом анализа готовности организации к изменениям, в том числе к внедрению лучших мировых практик, является программа преобразований, позволяющая вывести организацию на качественно новый уровень зрелости.

Таким образом, в результате организационной диагностики руководитель и\или собственник бизнеса получает экспертное заключение о возможностях и перспективах бизнеса, а также программу изменений, направленную на достижение стратегических целей.

Дополнительными эффектами проекта по организационной диагностике являются: обновление управленческого мышления, командообразование, фокусировка, расстановка приоритетов, переосмысление прошлого управленческого опыта, обновление знаний и освоение новых понятий всей управленческой командой, выработка общего языка общения, нацеленность на совместное конструктивное взаимодействие для реализации целей бизнеса.