ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Снова о наболевшем или Почему пришла налоговая проверка?

Главная / Публикации / Снова о наболевшем или Почему пришла налоговая проверка?

Снова о наболевшем или Почему пришла налоговая проверка?   

Согласно официальной информации, размещённой на сайте ФНС России, а также озвученной заместителем Руководителя ФНС России С.А. Аракеловым в программе «Налоги», вышедшей в эфир 04.10.2012 на телеканале «Россия 24», на территории Российской Федерации наметилась тенденция сокращения налоговых споров с участием юридических лиц.

Ежегодное снижение количества споров в среднем на 15 – 20 и высокий процент (около 60) дел, рассматриваемых в судах в пользу налоговых органов, представители ведомства связывают с ростом эффективности введённого с 01 января 2009 года механизма обязательного досудебного урегулирования налоговых споров и повышением качества проведения мероприятий налогового контроля.

Со слов С.А. Аракелова, выявив то, что ежегодно ведомством удовлетворяется 40 жалоб налогоплательщиков, в составе которых львиную долю занимает обжалование решений по налоговым проверкам, ФНС России изменила подходы к контрольной работе, перейдя от количества проверок к качеству, и, согласно приведённой выше официальной статистике, подобный манёвр оказался своевременным и эффективным.

На наш взгляд, здесь повышение качества контрольной работы – это, по сути, снижение формализма в проведении проверок, который присутствовал в работе налоговиков и определялся необходимостью постоянной погони за показателями статистической отчётности. Естественным исходом описанного процесса являлось крайне низкое взыскание дополнительно начисленных сумм, которое в целом по России редко превышало 20, в то время как сейчас – стремится к 40.

Интересно, какими же средствами достигается подобный экономический эффект?

Со слов С.А. Аракелова, доля дополнительно начисленных в результате контрольных мероприятий сумм налогов в общей сумме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации является незначительной. Но это не удивительно, т.к. в отличие от крупных фирм, холдингов и предприятий, дорожащих деловой репутацией и в большинстве своём уже отказавшихся от использования фирм – однодневок, субъекты среднего и малого бизнеса, считающие каждую копейку, работающие на пределе рентабельности и своих возможностей, вынуждены выживать и нести высокие налоговые риски.

Парадоксально, но именно для них характерны критические значения показателей критериев оценки налоговых рисков, которые в своём выступлении озвучил С.А. Аракелов, а именно «организации с низкой налоговой нагрузкой, нерентабельный бизнес, организации, заявляющие высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость». По словам заместителя Руководителя ФНС России в первую очередь акцент будет сделан на проверках организаций, которые используют схемы ухода от налогообложения и необоснованного возмещения НДС из бюджета.

В этой связи напомним, что большинство доводов налоговых органов базируется на широко трактуемом ими принципе деловой осмотрительности, который не даёт полной уверенности в добросовестности ваших партнёров и, тем более – партнёрах ваших партнёров, а именно поставщиков и подрядчиков в длинной цепи хозяйственных взаимоотношений, о которых Вы зачастую ничего не знаете, да и не обязаны знать.

Как оказалось, в российской экономике, живущей по принципу «купи – продай», очень просто оказаться «крайним» в деловой цепочке перекупщиков товара, т.к. в последнее время налоговики, выявляя факты получения необоснованной налоговой выгоды и исследуя тома выписок по расчётным счетам, практически доходят до конечного потребителя.

Всем известно, что с недобросовестных контрагентов, не имеющих в собственности имущества и зачастую не находящихся по месту регистрации, взыскать доначисленные в результате налоговой проверки суммы ранее неуплаченных налогов практически невозможно. Это обстоятельство, как было отмечено в своём выступлении С.А. Аракеловым, ведомство не устраивает, ведь все усилия проверяющих инспекторов, по сути, ни к чему, кроме затрат времени, нервов и бумаги, не привели.

Данному обстоятельству также способствовала длительная практика неснижения количества проводимых налоговыми органами проверок на фоне непрекращающейся в этом ведомстве текучки кадров, которая неизбежно приводила к массе ошибок, допускаемых инспекторами, в связи с чем многие доначисления, в случае их обжалования, отменялись судами по формальным признакам.

Оказывалась не решенной основная задача налоговой проверки – привлечение дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему, иначе – реальное взыскание дополнительно начисленных сумм.

В этой связи, очевидно, что из всей цепочки посредников, участвующих  в движении товара и денежных средств, проверке подвергнется участник хозяйственных отношений, наделённый любым ликвидным имуществом, на которое в случае чего можно наложить обеспечительные меры или арест.

В результате анализа опыта рассмотрения нашими экспертами подобных споров установлено, что организация рискует даже в том случае, если:

Отметим, что здесь неблагонадёжная организация – это любой хозяйствующий субъект признанный налоговым органом недобросовестным, по ряду критериев, среди которых: массовый руководитель, частые миграции между налоговыми органами, отсутствие по месту государственной регистрации и многие другие.

Вторая категория проверок – это пресечение схем уклонения от налогообложения или серых схем оптимизации налогов. Логично предположить, что к категории налогоплательщиков, активно практикующих подобные схемы, стоит отнести организации с миллиардными объёмами операций и минимальной налоговой нагрузкой, в большинстве своём не наделённые имуществом и штатом специалистов, достаточным для обеспечения столь значительных оборотов.

Полагаем, что в этом случае речь о взыскании дополнительно начисленных сумм налогов не идёт вовсе, т.к. проводятся совместные с правоохранительными органами налоговые проверки, имеющие своей целью возбуждение уголовных дел по налоговым составам и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Обобщение вышеизложенного, позволяет нам сделать ряд выводов, а именно:

Мы написали настоящую статью следуя пожеланиям постоянных читателей и клиентов и понимая, что она является весьма актуальной, в связи с чем в наших дальнейших публикациях мы подробнее поговорим о специфических вопросах концепции планирования налоговых проверок, типичных ошибках при их проведении, особенностях досудебного и судебного урегулирования налоговых споров.

В случае если у Вас имеются пожелания или предложения относительно тематики дальнейших публикаций пишите нам по адресу info@rusconsult.ru или в раздел задать вопрос на нашем сайте.

Напоминаем, что оформив подписку на новости в разделе подписаться на рассылку вы не пропустите ни одной свежей публикации, размещаемой на сайте нашими экспертами и консультантами.