ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Три кошмара руководителя и как с ними бороться

Главная / Публикации / Три кошмара руководителя и как с ними бороться

Три кошмара руководителя и как с ними бороться   

Резкое падение доходности - это не самое страшное. Настоящий кошмар - когда это оказалось для тебя сюрпризом.

Однажды знакомый бизнесмен поделился со мной таким непростым выводом. В тот момент я еще не знал, что вскоре мне придется испытать все страхи генерального директора на себе.

Страх - двигатель прогресса или наоборот?

Современная психология считает, что страх мобилизует организм для адаптации, поиска спасения и так далее. Страх защищает нас от принятия неоправданно рискованных решений, заставляет аккумулировать усилия и системно оценивать варианты развития событий, дабы встретить критическую ситуацию "во все оружия". Отсутствие ощущения угрозы, беззаботность неминуемо ведет бизнес к кризису. Увы, мне пришлось узнать об этом не понаслышке.

Управление бизнесом в чем-то сродни управлению автомобилем. Здесь также имеют место определенные циклы развития мастерства: неуверенность и напряженность скоро сменяются необоснованной самоуверенностью и лихачеством... До первой аварии. После нескольких успешных лет в роли генерального директора я тоже перестал бояться. Решив, что динамика всегда будет положительной, я начал проводить управленческие эксперименты, меньше стал появляться на работе и так далее. Расплата не заставила себя долго ждать. Появление крупных сетевых игроков в регионе, изменение в законодательстве, которые повлекли серьезный спад спроса на продукцию компании (чековая лента) - наряду с серией управленческих просчетов вернули меня с небес на землю. Вернулись также и прежние страхи. Но все это было позже, и служит иллюстрацией полезной функции ощущения опасности.

Ужасно то, что состояния стресса, вызываемого постоянным чувством тревоги, часто сводит на нет положительные свойства страха. И на собственном опыте, и в общении с коллегами я убедился, что многие руководители пребывают в постоянном напряжении. Мы не можем нормально общаться с семьей по вечерам, так как наши мысли поглощены работой, мы засыпаем и просыпаемся с этими мыслями, а за рулем в машине впадаем в своеобразный транс, не замечая маршрута, который ведет к офису. Это в том числе следствие вечной неопределенности, страха перед неизвестным: какие проблемы поставит перед нами завтрашний день, какое решение может быть у текущей проблемы, как отреагирует на изменения персонал? Непрерывный, длящийся кошмар, порой граничащий с паникой. Это лишает нас жизненных сил, снижает способность быстро и трезво подходить к принятию решений.

Как противостоять страхам

Давайте оставим за рамками страхи, связанные с такими рисками как прессинг фискальных органов и иногда откровенное рейдерство со стороны чиновников. Это стало почти нормой российского бизнеса и те, у кого эти вещи вызывают панику просто не идут в бизнес. Гораздо интереснее поговорить о вполне рабочих, управленческих тревогах.

Возможно вы согласитесь с моей условной классификацией страхов, в которой я выделил три группы - по характеру (чего боимся?) и соответственно по комплексу возможных решений:

Легкий испуг

Легкий испуг наступает в случае, когда вы знаете, в чем проблема, знаете варианты решений, располагаете необходимыми ресурсами, но... Одно из двух: либо вы не знаете, как это решение претворить в жизнь (не имеете необходимых знаний или навыков), либо не можете оценить возможных последствий такого решения (и именно эта неопределенность вызывают тревогу). Вот пример ситуации, в которой сочетаются оба этих варианта:

Однажды рост бизнеса приводит собственника к мысли о необходимости передать функции генерального директора наемному менеджеру. Что же, проблема вполне очевидна и задача ясна. Но последствия ошибки при выборе такого «наемника» могут быть абсолютно разрушительными. Они просто пугают. Какими качествами должен обладать претендент на эту должность? Где найти такого претендента и как проверить наличие у него таких качеств?

Рецепты:

Настоящий кошмар

Когда в 25 лет я впервые занял пост руководителя предприятия, я конечно не был готов к этому ни морально, ни с точки зрения управленческих навыков. При этом бизнес достался мне в весьма шатком состоянии: полное отсутствие оборотных средств, значительная задолженность перед ключевыми поставщиками и огромный конфликт с предыдущим генеральным директором. Нужны были быстрые антикризисные меры. Но какие именно? С чего вообще начинать? Я не знал. Мне было по-настоящему страшно.

Мое положение усугублялось также тем, что окружавшие меня в тот момент старшие товарищи отчего-то считали лучшей помощью в такой ситуации еще большее нагнетание обстановки. Вместо дельных советов я получал только критику и вызовы. Меня словно учили плавать, просто бросив в воду. Сколько ошибок я наделал в то время! И не исключено, что часть из них – именно следствие постоянного пребывания в страхе.

Настоящий кошмар - это когда вы знаете проблему, но совершенно не представляете, каким должно быть ее решение. В этой ситуации советы друзей вряд ли помогут. Ведь для поиска решения требуется глубокое понимание ситуации. Полагаться на советы людей, опирающихся лишь на личный опыт вне контекста вашей ситуации - крайне опасно.

Рецепты:

Панический страх

- Где я?
- В "Мальчике". "Мальчик" - это такой транспортер.
- К черту подробности. Планета какая?!

Мой друг любит цитировать этот бородатый анекдот, перефразированный братьями Стругацкими. Уж очень часто в нашей жизни он приходится к месту. В нашей стране приходится быть готовыми к неожиданностям, не только благодаря требованиям изменяющегося рынка, но и в связи с непостоянством политики государства, отсутствием у контрагентов обязательности и порой просто совести. К сожалению, нередко приходится слышать о неприятных сюрпризах, с которыми сталкивается бизнес. Например, когда результаты принимаемых решений оказываются прямо противоположными поставленным целям. Когда приказы не исполняются по совершенно невероятным причинам. Когда сотрудники, для которых руководитель старается создать максимально комфортные условия труда и вознаграждения, уходят к конкурентам, унося с собой клиентскую базу. И так далее.

В таких ситуациях директор перестает понимать, что происходит. Как в случае, с которого я начал эту статью: падение прибыли оказалось сюрпризом. И причину приходится искать уже задним числом. Такие ситуации ведут к панике.

Рецепт в таком случае один:

Пригласите консультанта по управлению. Уже через пару недель вы будете располагать детальным анализом глубинных проблем вашей компании. Проблем, о наличии которых вы не догадывались или не придавали им значение. Этот перечень тоже способен напугать вас. Но это будет уже совсем не панический страх. Поскольку паниковать нас заставляет лишь неизвестность.