ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Смена руководителя акционерного общества по инициативе уполномоченного органа.

Главная / Публикации / Смена руководителя акционерного общества по инициативе уполномоченного органа.

Смена руководителя акционерного общества по инициативе уполномоченного органа.   

Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Руководитель (единоличный исполнительный орган), именуемый Генеральный директор либо Директор, осуществляет руководство текущей деятельностью общества и без доверенности действует от имени юридического лица. Именно руководитель общества представляет его интересы, совершает сделки от его имени, распоряжается денежными средствами и иным имуществом, утверждает штаты, издает приказы и т.д. Права и обязанности руководителя обычно определяются уставом акционерного общества и договором, заключаемым между руководителем и самим обществом. В некоторых обществах права и обязанности руководителя также регулируются отдельным положением, которое утверждается общим собранием акционеров.

Определиться с кандидатурой руководителя учредителям акционерного общества необходимо еще до государственной регистрации самого общества, т.к. одним из обязательных решений, которое должно быть принято на учредительном собрании, является решение о формировании органов управления общества. Информация о руководителе также указывается в заявлении о государственной регистрации юридического лица, на основании которого данные о руководителе вносятся регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Далее, уже в процессе хозяйственной деятельности, владельцы бизнеса нередко сталкиваются с необходимостью смены руководителя. Причин и оснований для этого достаточно много. В данной статье речь пойдет о смене руководителя по инициативе уполномоченного органа, когда принятие такого решения не связано с виновными действиями (бездействиями) руководителя. Причиной принятия такого решения может стать как непрофессионализм руководителя, так и личные антипатии владельцев компании к генеральному директору, возникшие уже в процессе деятельности общества. Также довольно часто причиной принятия такого решения становится появление более подходящей кандидатуры, либо смена акционеров общества, желающих видеть на посту руководителя «своего» человека.

Прекращение полномочий руководителя.

В соответствии с п.п. 3-4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.    № 208-ФЗ (далее по тексту Закон об АО) решение вопроса об образовании исполнительного органа и досрочного прекращения его полномочий может быть отнесено уставом акционерного общества как к компетенции совета директоров, так и к компетенции общего собрания акционеров.

Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. Такое решение вправе принять совет директоров, если уставом общества решение данного вопроса отнесено к его компетенции.

При смене руководителя необходимо руководствоваться не только нормами гражданского законодательства, но и трудового, т.к. руководитель также является работником общества.

Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, далее по тексту ТК РФ), в свою очередь, в качестве одного из дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем устанавливает принятие уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278). Данный пункт ст. 278 ТК РФ признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования предполагает, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т.е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П).

Статья 279 ТК РФ устанавливает некоторые гарантии руководителю в случае расторжения трудового договора по решению уполномоченного органа в виде выплаты компенсации в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка. До внесения изменений Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, вступающих в силу  с 03 октября 2006 г., ТК РФ не устанавливал минимального размера компенсации уволенному руководителю, указывая, что размер такой компенсации должен быть определен трудовым договором.

Закон об АО четко не указывает на момент прекращения полномочий генерального директора. Нормы Гражданского кодекса РФ, Закона об АО связывают возникновение и прекращение прав и обязанностей руководителя с соответствующим решением уполномоченного органа. Таким образом, полномочия руководителя как единоличного исполнительного органа прекращаются с момента, указанного в соответствующем решении уполномоченного органа о прекращении полномочий руководителя. Если обратиться к ТК РФ, то в соответствии со статьей 84.1 ТК РФ днем увольнения работника во всех случаях является последний день его работы, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). Абзацем 3 пункта 3 статьи 69 Закона об АО установлено, что на отношения между обществом и его руководителем действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона. Следовательно, последним днем работы (и днем увольнения) генерального директора следует считать день, указанный в решении уполномоченного органа.

Следует также заметить, что в Законе об АО говорится о праве уполномоченного органа в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (пункт 4 статьи 69), а Трудовой кодекс устанавливает одним из дополнительных оснований прекращения трудового договора с руководителем принятие уполномоченным органом решения о досрочном прекращении трудового договора (абзац 2 статьи 278 ТК РФ). В принципе, понятия досрочное прекращение полномочий и досрочное прекращение трудового договора можно рассматривать как синонимы, однако в решении об увольнении руководителя не лишним будет указать как о досрочном прекращении полномочий, так и о досрочном прекращении трудового договора. Рекомендуется также оставить некоторый временной промежуток (по возможности, конечно) межу датой принятия решения о прекращении полномочий и фактической датой увольнения Генерального директора. Это необходимо, прежде всего, для надлежащей передачи дел Общества новому руководителю, а также для осуществления всех необходимых процедур (оформления и подписания протокола уполномоченного органа, подготовки приказа, заявления в регистрирующий орган и т.п.).

После принятия решения о прекращении полномочий руководителя необходимо правильно оформить увольнение в соответствии ТК РФ. Во-первых необходимо передать копию протокола уполномоченного органа или выписку из него в бухгалтерию и кадровую службу Общества.

Увольнение руководителя, как и остальных работников, оформляется Приказом (распоряжением) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (по форме № Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Такой приказ должен быть подписан руководителем. Следовательно, увольняемый руководитель сам подписывает приказ о своем же увольнении. На основании этого приказа кадровая служба делает соответствующие записи в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона.

При прекращении трудового договора с любым сотрудником, в том числе и с руководителем, у общества возникают определенные обязанности:

- в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет (окончательный расчет производится с использованием формы № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

- по письменному заявлению уволенного работника выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Если в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку руководителю не представляется возможным, либо он отказывается от ее получения, следует направить руководителю уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления общество освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Если в день увольнения руководитель трудовую книжку не получил, а также не дал согласие на отправление трудовой книжки по почте, получить ее он сможет только в случае письменного обращения. В случае поступления такого обращения общество обязано выдать трудовую книжку не позднее трех рабочих дней со дня обращения руководителя.

Но даже после окончательных расчетов, выдачи трудовой книжки, прощаться с уволенным руководителем еще рано. Связано это с необходимостью внесения сведений о новом руководителе в Единый государственный реестр юридических лиц. Об этом чуть позже, ведь до того, как вносить изменения в ЕГРЮЛ, необходимо избрать нового руководителя.

Избрание руководителя. Особенности заключения трудового договора.

Как уже упоминалось выше, решение вопроса об избрании и досрочном прекращении единоличного исполнительного органа может быть отнесено уставом общества к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества.

Практически во всех случаях, когда акционеры/совет директоров решают досрочно прекратить полномочия генерального директора, и это не связано с его виновными действиями, одновременно решается вопрос об избрании нового руководителя. При избрании генерального директора стоит учитывать положения абзаца 4 пункта 3 статьи 69 Закона об АО, в соответствии с которым совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. Это означает, что если кандидат на должность руководителя в момент избрания осуществляет функции единоличного исполнительного органа, либо является членом коллегиального исполнительного органа другого акционерного общества, ему необходимо получить согласие совета директоров (наблюдательного совета) этого акционерного общества.

После избрания нового генерального директора у общества возникает необходимость заключить с ним договор и оформить прием на работу по всем правилам трудового законодательства.

При приеме на работу новому руководителю необходимо предоставить в кадровую службу общества следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) (форма N Т-1,утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1), изданным на основании заключенного трудового договора. Такой приказ подписывается новым руководителем. При этом содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Также при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью руководителя, коллективным договором.

Трудовая книжка оформляется работодателем не позднее пяти дней с момента приема на работу. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки о обеспечения ими работодателей Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225. Также на руководителя оформляется личная карточка (унифицированная форма № Т-2, утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Независимо от того, к компетенции какого органа управления уставном отнесено решение вопроса о формировании единоличного исполнительного органа, договор с новым руководителем от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом). Если уставом общества предусмотрено, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров, то такой договор подписывается от имени общества лицом, уполномоченным общим собранием акционеров, на котором принято решение об избрании нового руководителя.

При заключении трудового договора с руководителем следует учитывать некоторые особенности, вытекающие из норм ТК РФ. К таким особенностям можно отнести следующие:

- в трудовом договоре с руководителем может быть предусмотрено условие об испытательном сроке продолжительностью до 6 месяцев (ст. 70 ТК РФ);

- в трудовом договоре могут быть указаны дополнительные основания его расторжения, в том числе и не указанные в ТК РФ (ст. 278 ТК РФ);

- в трудовом договоре с руководителем должен быть определен размер компенсации, выплачиваемой руководителю в случае прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ при отсутствии его виновных действий (бездействия). Размер такой компенсации не может ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

В своем Постановлении от 15.03.2005 N 3-П Конституционный суд также указывает на возможность установления в трудовом договоре с руководителем срока предупреждения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ. Кроме того, не исключается и возможность зафиксировать в трудовом договоре конкретные условия применения такого основания.

Несколько слов следует также сказать о том, обязательно ли трудовой договор с руководителем должен быть срочным. До внесения изменений в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90 ФЗ, в ТК существовало некоторое противоречие статьи 59 и    статьи 275. Так,  в статье 59 было установлено, что срочный трудовой договор может быть заключен с руководителем организации, а статья 275 обязывала заключить с руководителем трудовой договор на срок, установленный учредительными документами или соглашением сторон. В новой редакции формулировка статьи 59 осталась прежней, однако часть 1 статьи 275 изложена в новой редакции: «В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон». Таким образом, руководствуясь нормами ТК, с руководителем можно заключить как срочный трудовой договор, так и бессрочный. В свою очередь Закон об АО прямо не указывает на срочность договора с единоличным исполнительным органом, в отличие от ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором сказано, что единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. (пункт 1 статьи 40 Закона об ООО). Однако косвенно Закон об АО все-таки указывает на то, что договор с руководителем должен быть срочным, Так, пункты 3 и 4 статьи 69 предоставляют уполномоченному органу право досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа. Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П подтверждает данную позицию: «… законодатель, определяя в Трудовом кодексе Российской Федерации особенности регулирования труда руководителя организации, исходит из того, что с ним как с лицом, выполняющим функции ее единоличного исполнительного органа (статья 273), по общему правилу, заключается срочный трудовой договор. Об этом свидетельствуют и предписания иных нормативных правовых актов, касающиеся правового положения исполнительных органов организаций отдельных организационно-правовых форм (пункты 3 и 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах»…». Таким образом, исходя из положений пунктов 3 и 4 статьи 69 Закона об АО, можно сделать вывод о том, что с руководителем акционерного общества в любом случае должен быть заключен срочный трудовой договор.

На практике, при заключении трудового договора с генеральным директором возникает еще один немаловажный вопрос: какой орган общества должен утверждать условия договора с генеральным директором, включая условия о вознаграждении и иных выплатах? ФЗ об АО не относит решение данного вопроса ни к компетенции общего собрания совета директоров, ни к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Учитывая тот факт, что общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом об АО, решение вопроса об утверждении условий договора с генеральным директором может быть отнесено уставом только к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Однако в уставах многих акционерных обществ данное положение отсутствует. В таком случае, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять такое решение, если в уставе к компетенции совета директоров отнесено решение иных вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров. Кодекс корпоративного поведения также рекомендует, чтобы совет директоров утверждал условия договоров с генеральным директором, включая условия о вознаграждении и иных выплатах. Таким образом, если в соответствии с уставом решение по рассматриваемому вопросу не может быть принято ни общим собранием, ни советом директоров, такое решение принимается председателем совета директоров, либо лицом, уполномоченным на подписание договора с генеральным директором. Такая ситуация вряд ли устроит акционеров и членов совета директоров.

Для выхода из такой ситуации можно предложить три варианта. Первый основывается на том, что к компетенции общего собрания акционеров Закон об АО относит утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества, и заключается в утверждении общим собранием положения о генеральном директоре общества, в котором можно предусмотреть, например, максимальный размер вознаграждения генерального директора. При этом следует учитывать положения абзаца 2 пункта 3 статьи 69 Закона об АО, в соответствии с которым права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Законом об АО, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом.

Второй вариант заключается в том, чтобы передать полномочия по подписанию договора с генеральным директором не одному лицу, а например, всем членам совета директоров. В таком случае, интересы каждого из них могут быть учтены. Но и этот вариант не идеален. Во-первых, Закона об АО содержит указание на то, что договор подписывается уполномоченным лицом, а не лицами. Во-вторых, возможна ситуация, когда некоторые члены совета директоров откажется подписывать договор, не договорившись между собой. В этом случае вряд ли такой договор можно признать подписанным.

Третий вариант, на мой взгляд, наиболее верный, заключается в принятии решения о внесении изменений в устав общества, предусматривающих в составе компетенции совета директоров (наблюдательного совета) решение вопросов об утверждении условий договора с генеральным директором, включая условия о вознаграждении и иных выплатах.

Внесение сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ.

Одним из последних этапов в процедуре смены генерального директора является внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Сведения о юридическом лице, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ, указаны в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (далее по тексту Закон о регистрации). В соответствии с подпунктом л) пункта 1 указанной статьи в ЕГРЮЛ содержится фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Общество обязано в течение трех дней с момента изменения сведений о руководителе  сообщить об этом в регистрирующий орган (п.5, ст.5 Закона о регистрации). Пунктом 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несвоевременное представление сведений в регистрирующий орган предусмотрено привлечение должностного лица  к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 50 МРОТ. Моментом изменения сведений в рассматриваемом случае следует считать момент вступления в должность нового руководителя, указанный в решении уполномоченного органа общества. При определении срока, в течение которого необходимо сообщить о произошедших изменениях в регистрирующий орган, следует учитывать положения статей 191 и 193 части 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Достаточно странным выглядит мнение ФНС по поводу определения рассматриваемого срока, которое содержится в письме ФНС от 14 августа 2003 г. N 09-1-02/4040-АВ409: «В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» протокол общего собрания акционеров составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров. Учитывая указанный срок, а также установленный в пункте 4 статьи 5 Закона срок, юридическое лицо обязано сообщить об изменении сведений, не связанных с изменениями в учредительных документах, не позднее 18 дней после закрытия общего собрания акционеров». Таким образом, вопреки Закону о регистрации, ФНС связывает наступление последнего дня срока не с моментом изменений сведений, а с моментом закрытия общего собрания акционеров.

Процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ в различных изданиях описана достаточно подробно, поэтому хотелось бы остановиться на тех проблемах, которые возникают на сегодняшний день в процессе внесения изменений, связанных со сменой единоличного исполнительного органа.

Для внесения сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ необходимо предоставить в налоговый орган заявление по форме Р14001 и соответствующий протокол или решение об избрании нового генерального директора. В соответствии с требованием Закона о регистрации подпись руководителя компании на заявлении в обязательном порядке должна быть удостоверена нотариально. Все бы ничего, но налоговики, прикрываясь благой целью борьбы с участившимися захватами фирм, одно за одним издают письма (Письма ФНС от 26.10.04 № 09-0-10/4223, от 07.12.04 № 09-0-10/4831, от 20 апреля 2005 г. N ЧД-6-09/328@), смысл которых заключается в том, что заявление о государственной регистрации изменений должен подписывать руководитель, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Это означает, что при смене руководителя, заявление о регистрации изменений должно подписать лицо, полномочия которого как руководителя прекращены уполномоченным органом. Логика налоговой службы заключалась в следующем: Т.к. сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, государственный реестр имеет правоустанавливающее значение (?). Согласно положениям статьи 9 Закона о регистрации заявителем при государственной регистрации юридического лица, в частности при представлении заявления по форме N Р14001, может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Принимая во внимание изложенное, при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление по форме № Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем).

Таким образом, многие компании столкнулись с проблемой, когда уволенный руководитель категорически отказывался от подписания заявления о регистрации изменений. В таком случае компаниям не оставалось ничего иного, как пройти достаточно непростой путь: нотариально удостоверить на заявлении подпись нового руководителя, предоставить необходимые документы в регистрирующий орган, через пять рабочих дней получить отказ и обжаловать его в арбитражном суде. И как это не странно, суды достаточно часто оказывались на стороне налоговых органов. К счастью, ситуация изменилась, когда подобные дела стали доходить до Высшего Арбитражного Суда (см. Постановление Президиума ВАС от 14 февраля 2006 г. № 12049/05). А Решением ВАС от 29 мая 2006 г. № 2817/06 положение письма Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, обязывающее юридические лица представлять в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица, признано недействующим, как не соответствующее Закону о регистрации. Принимая такое решение, ВАС исходил из положений пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 49, статьи 62, пункта 3 статьи 69 Закона об АО, пункта 6 статьи 37, пункта 1 статьи 40 Закона об ООО, указав на то, что указанные нормы связывают возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица. С момента прекращения уполномоченным органом полномочий руководителя, лицо, чьи полномочия как руководителя прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.

Основываясь на данном решении Высшего Арбитражного Суда, ФНС издало письмо от 24.08.2006 № ШТ-6-09/849@ «О неприменении писем ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, от 07.12.2004 № 09-0-10/4831», тем самым, согласившись, что заявления по форме 14001 должен подписывать новый руководитель. Третьему письму, N ЧД-6-09/328@ от 20 апреля 2005 г., Минюст отказал в регистрации еще в феврале этого года (Письмо Минюста РФ от 27.02.2006 N 01/1418-ЕЗ). Однако на практике, все остается по прежнему (по крайней мере, в Москве). Московский регистрационный центр – Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве продолжает принимать заявления, подписанные уволенным руководителем, и выдавать отказы в случае подписания заявления по форме 14001 новым руководителем.

Еще одно нововведение появилось в МИ ФНС № 46 с января 2006 г., сразу после новогодних праздников. Заключается оно в том, что документы на государственную регистрацию в любом случае должен предоставлять лично заявитель. Для тех, кто хотел сдать документы по доверенности, в зале инспекции были выставлены специальные контейнеры.  Отказывая принимать документы по доверенности, служащие инспекции  ссылались на пункт 3 статьи 9 Закона о регистрации, и пункт 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Оставляя документы в контейнере, компания не получала никакого подтверждения о приеме документов, а документы, подтверждающие регистрацию, налоговики высылали на юридический адрес. Такое положение дел, естественно, никак не устраивало юристов и руководителей компаний. Первым приходилось долго объяснять своему руководству о необходимости визита в налоговую инспекцию, вторым – переносить деловые мероприятия, важные встречи, и проводить по несколько часов в очереди на сдачу документов.

Решением Верховного Суда РФ от 01.08.2006 N ГКПИ06-735 абзац первый пункта 3 Требований к оформлению документов признан недействующим в части содержащегося в нем после слов «представляется в регистрирующий орган непосредственно» слова «заявителем». Тем самым, ВС признал незаконными требования налоговых органов о необходимости предоставления документов на регистрацию лично заявителем. Что изменилось после принятия такого долгожданного решения? В общем-то ничего. В 46-й инспекции открылись два окна, которые ведут прием документов по доверенности, но после регистрации все равно направляют их по почте на юридический адрес. Тем временем, Правительство РФ подало жалобу в кассационную коллегию Верховного суда, рассмотрение которой запланировано на 28 сентября.

Однако, несмотря на многочисленные судебные решения все остается по-прежнему. Большинство нотариусов при удостоверении подписи на заявлениях о регистрации требуют предоставить выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую полномочия заявителя. Выписку, содержащую сведения о новом руководителе требуют банки и нотариусы при удостоверении подписей на банковских карточках. Чтобы внести сведения о новом руководителе в ЕГРЮЛ, приходится уговаривать его предшественника посетить нотариуса и отстоять две очереди в налоговой инспекции, первую – чтобы сдать документы, вторую через семь дней – чтобы получить свидетельство и новую выписку. Если сложившего полномочия руководителя не удалось убедить в необходимости визита в регистрирующий орган, то у компании остается только один вариант: сдать документы по доверенности  и терпеливо ждать, когда свидетельство о регистрации придет по почте на юридический адрес. В таком случае ответа из налоговой можно ждать не один месяц. Отсюда вытекает еще одно негативное последствие: невозможность удостоверить подпись нового генерального директора на банковской карточке, ведь, как упоминалось выше, нотариусу или сотруднику банка необходимо предъявить выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о новом руководителе.

В заключении несколько слов следует сказать об уведомлении внебюджетных фондов о смене руководителя. Положения действующего законодательства не возлагают на юридическое лицо обязанность уведомлять внебюджетные фонды при изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Теперь пунктом 3.1. статьи 11 Закона о регистрации такая обязанность возложена на регистрирующий орган. Однако во избежание лишних вопросов со стороны сотрудников внебюджетных фондов, рекомендуется при сдаче очередной отчетности приложить к ней документы, подтверждающие произошедшую смену генерального директора.