ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Сезон охоты на «серых», или легализация зарплаты.

Главная / Публикации / Сезон охоты на «серых», или легализация зарплаты.

Сезон охоты на «серых», или легализация зарплаты.   

Контролирующие органы объявили «холодную войну» организациям, скрывающим реальный размер заработной платы своих сотрудников в целях неуплаты единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ).

Управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по г. Москве  сделана попытка определить понятие «серая заработная плата». Согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290 «О работе налоговых органов г. Москвы по обеспечению полноты уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда»  «теневой» или «серой» заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая в «конвертах», страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и другие формы сокрытия реальной заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога (ЕСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.

Как отмечено в указанном Письме, уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера «официальной» заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.

Налоговики пытаются привлечь работников, получающих «серые» заработные платы, на свою сторону при выявлении  организаций, выплачивающих зарплаты в «конвертах». Так, налоговики г. Санкт - Петербурга уже объявили о начале работы с анонимными заявлениями работников, желающих вывести своих работодателей на чистую воду (то есть выплачивать «белую» заработную плату).

Предположим, что налоговики подтолкнут работников к оказанию небезызвестной «анонимной», а может, и не только анонимной помощи налоговым органам. При этом работнику следует задуматься о возможных для него последствиях такого обращения в налоговые органы.

Работодателю также следует позаботиться о том, чтобы у работников не возникло подобного желания, так как «взрыв изнутри» может породить больше проблем, чем официальные проверки извне.

Механизм «отбеливания» заработной платы

1. Комиссия при Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве.

В Письме УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290 отмечено, что с начала этого года УФНС России по г. Москве ведется активная работа по выявлению организаций, работающих по «теневым» схемам выплаты заработной платы.

Так, при УФНС по г. Москве создана специальная Комиссия по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда (Комиссия).

При каждой московской инспекции действует рабочая группа этой Комиссии. Разработан и утвержден приказом УФНС России по г. Москве Регламент по реализации мер, направленных на легализацию «теневой» заработной платы. В работе Комиссии и рабочих групп принимают участие представители Правительства Москвы, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

На подобных заседаниях налоговики предлагают организациям, уровень заработных плат которых ниже прожиточного минимума, повысить заработные платы сотрудникам, а также предоставлять вместе с бухгалтерской и налоговой отчетностью Отчет о принятых мерах по повышению заработной платы с обязательной расшифровкой сумм начисленного ЕСН и численностью работников.

Такое «предложение» не имеет под собой правовой основы, следовательно, организации не обязаны извещать налоговые органы о мерах по повышению заработной платы сотрудников, в том числе предоставлять указанные отчеты, а равно и повышать уровень заработных плат до требуемого ими уровня.

В результате деятельности указанных комиссий и рабочих групп на начало 2006 года выявлено 58516 организаций, в которых уровень заработной платы, заявленный для налогообложения, ниже прожиточного минимума, из них в 15615 организациях заработная плата ниже минимального размера оплаты труда 1100 рублей.

К таким организациям будут применяться соответствующие меры правоохранительными органами и Инспекцией труда г. Москвы, так как в их деятельности имеет место прямое нарушение трудового законодательства.

Остальные организации с уровнем заработной платы в диапазоне от 1100 рублей до 4815 рублей , согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, будут находиться на постоянном контроле налоговой службы.

В какой форме будет осуществляться подобный контроль, сказать на данный момент однозначно нельзя.

Как сообщает УФНС по г. Москве, с 19 326 организациями уже проведена соответствующая работа. В результате 15 492 компании представили налоговикам документы, подтверждающие увеличение заработной платы сотрудников. Более 70 организаций до заседания комиссии самостоятельно приняли меры по повышению уровня оплаты труда работников.

Как особо отметили в УФНС по г. Москве, тем компаниям, которые не прислушались к рекомендациям Комиссии, грозят выездные проверки.

Таким образом, можно сказать, что меры, принимаемые государственными органами в целях повышения уровня заработной платы, т.е. в целях пополнения бюджета и внебюджетных фондов, возымели действие. Получается, что стоило налоговикам только пригрозить, как организации «добровольно» выполняют «рекомендации».

Отметим, что комиссия при УФНС по г. Москве не единственный инструмент  в руках чиновников, направленный на легализацию заработных плат.

2. Межведомственная комиссия при Правительстве г. Москвы.

При Правительстве Москвы создана Межведомственная комиссия по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов (далее - Межведомственная комиссия), а также утверждено Положение о Межведомственной комиссии и ее состав (Распоряжение Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП).

Межведомственная комиссия создана в целях взаимодействия и координации работы органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по обеспечению социальной защищенности работающего населения в части оплаты труда, а также полноты собираемости налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности по организации деятельности Межведомственной комиссии возложены на Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве).

В связи с этим Комитету города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) дано право запрашивать у ряда государственных органов для предоставления в Межведомственную комиссию информацию о предприятиях и организациях, задерживающих оплату труда работникам, выплачивающих ее в размерах ниже уровня прожиточного минимума, а также не уплачивающих в установленные сроки налоги и страховые взносы в бюджетную систему Российской Федерации.

В число таких государственных органов входит УФНС по г. Москве, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, Государственная инспекция труда в городе Москве, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.

3. Рабочие группы при административных округах (районах).

Аналогичные комиссии в форме рабочих групп созданы в административных районах г. Москвы.

Полномочия созданных на территории административных округов города Москвы рабочих групп (комиссий)  определены Распоряжением Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП.

Так, рабочим группам предоставлено право запрашивать у органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственной комиссии.

Однако возникает вопрос, на каком основании организации, получившие такой запрос, должны предоставлять рабочим группам запрашиваемую ими информацию, относящуюся к конфиденциальной.

Отметим, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены санкции за непредоставление информации указанным рабочим группам.

Кроме того, рабочие группы вправе привлекать к участию и заслушивать на своих заседаниях представителей органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности. Но комиссии предоставлено только право привлекать к участию в своих заседаниях руководителей организаций. Требовать их присутствия на заседании чиновники не могут, т.е. у руководителей организаций нет обязанности посещать указанные мероприятия. На комиссии могут лишь дать соответствующие рекомендации, но вот следовать им организации не обязаны.

Подобные рабочие группы уже создаются и в Московской области, и в других регионах.

«Белая ворона», или кто в очереди первый

Особого внимания требуют принципы, которые используют чиновники при выявлении организаций, выплачивающих, по мнению чиновников, «неофициальную» заработную плату.

УФНС по г. Москве разработан порядок автоматизированного отбора и мониторинга налогоплательщиков с низким уровнем официальной заработной платы.

В первую очередь, согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, внимание привлекают:

- организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы своим сотрудникам, превышающую 500 тысяч рублей;

- организации,  в которых уровень заработной платы ниже прожиточного минимума (по Москве он составляет 4815 рублей с IV квартала 2005 г., а с I квартала 2006 г. - 5752 рублей);

- организации, в которых уровень заработной платы ниже среднеотраслевого уровня.

Каким образом будет определяться среднеотраслевой уровень заработных плат, налоговыми органами пока не разъяснено. Может оказаться, что среднеотраслевой уровень заработной платы будет выше прожиточного минимума. Видимо, в таком случае налоговые органы также могут «попросить» увеличить уровень заработных плат иных работодателей отрасли до среднеотраслевого.

Безусловно, чиновников также заинтересуют организации, уровень заработной платы которых ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 198-ФЗ,  с 1 мая 2006 г. размер минимального размера оплаты труда составляет 1100 рублей.

Хотя статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, в действительности МРОТ значительно меньше прожиточного минимума. Для сравнения, прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России на данный момент составляет 2690 рублей (установлен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 105); для Москвы - 5752 рублей, а МРОТ - только 1100 рублей.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом возникает вопрос, какой размер МРОТ брать: установленный Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ либо определяемый в соответствии со ст. 133 ТК РФ размером прожиточного минимума, поскольку налоговики возьмут на заметку и те организации, где заработная плата ниже МРОТ, и те, где ниже прожиточного минимума.

Особое внимание следует обратить на следующий критерий отбора организаций-кандидатов на «разъяснительную беседу», не предусмотренный правовыми документами.

Как оказалось на практике, организации, в которых установлена заработная плата ниже уровня, определенного трехсторонними соглашениями (обычно такими соглашениями размер заработной платы устанавливается выше прожиточного минимума) между профсоюзами, представителями предпринимателей и администрацией муниципальных районов (для регионов, где такие соглашения заключены), также могут привлечь внимание чиновников.

Так, в компанию РУСКОНСАЛТ обратились представители организации, зарегистрированной в Московской области (точнее, в Одинцовском муниципальном районе), с просьбой осуществить правовую оценку действий и требований администрации Одинцовского района.

Суть ситуации заключалась в том, что обратившаяся организация получила письмо из администрации с просьбой в установленный письмом срок представить информацию об уровне минимальной и средней заработной платы, а в случае несоответствия минимальной и средней заработной платы требованиям, изложенным в письме, представить график повышения заработной платы до указанного уровня.

В письме было изложена «просьба» о повышении средней заработной платы к концу 2006 г. до 15 тысяч рублей.

Такая просьба обосновывалась тем, что Одинцовским районным трехсторонним соглашением между администрацией Одинцовского муниципального района, Координационным советом профессиональных союзов и Обществом предпринимателей Одинцовского района на 2006 – 2008 годы определено, что в организациях независимо от формы собственности (кроме финансируемых из бюджетов) доводят среднемесячную зарплату до уровня не менее 13,5 тысяч рублей в первом полугодии 2006 г., а в четвертом квартале 2006 г. – до 15 тысяч рублей.

Отметим, что обратившаяся организация не является членом Общества предпринимателей Одинцовского района, т.е. на нее не распространяется действие указанного трехстороннего соглашения.

Фактически полученное письмо является требованием о повышении заработной платы, не имеющим под собой правовых оснований.

Последствия. Информация к размышлению

Каковы реальные последствия отказа организаций от сотрудничества с чиновниками, в настоящий момент до конца не известно; правовые рычаги, используемые чиновниками, ограничены  положениями действующего законодательства Российской Федерации.

Поэтому при отказе работодателя от сотрудничества с чиновниками никаких последствий может и не быть, за исключением случаев, когда запрос документов осуществлен в рамках проведения мероприятий налогового контроля.

Однако, согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, к организациям, не обеспечившим в ближайшее время положительной динамики по заработной плате, налоговыми органами будут применяться все меры воздействия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Активно будет использоваться практика совместных проверок с органами внутренних дел. В части таких организаций расширят контрольные функции государственные внебюджетные фонды, заинтересованные в увеличении налоговых поступлений на финансирование различных социальных программ.

Как отмечено в указанном Письме, в рамках поставленных задач к организациям, не упорядочившим выплату заработной платы и расчеты по налогам, по предложению Межведомственной комиссии могут применяться более жесткие меры воздействия, в том числе ограничивающие финансово-хозяйственную деятельность этих организаций на территории города.

В чем будут заключаться ограничения финансово-хозяйственной деятельности организаций и каков механизм таких ограничений, чиновники пока не сообщают.

В случае, если чиновники смогут доказать «конвертные» схемы выплаты заработной платы, организация будет вынуждена уплатить доначисленные ЕСН, пени и штрафы за их несвоевременную уплату (статьи 122, 123 НК РФ), а также взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда (а выплата заработной платы ниже уровня, установленного действующим законодательством Российской Федерации, бесспорно, является нарушением трудового законодательства) может повлечь наложение на юридических лиц административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ), административное приостановление деятельности (ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ), либо дисквалификацию должностного лица (ч. 2 ст. 5.27. КоАП РФ).

Как поступить в случае, если организация получила соответствующее «приглашение», решать руководителю организации. Как было отмечено, организации вправе не обращать внимания на действия и рекомендации чиновников, но готовиться к налоговой проверке будет в таком случае не лишним.

Если у организации нет возможности единовременно «обелить» заработную плату, то следует внедрять методы повышения лояльности сотрудников. Кроме того, сотрудникам необходимо понимать, что если будет доказано наличие «конвертной схемы» выплаты заработной платы и организации будут доначислены налоги, то с «серых» сумм, полученных сотрудниками на руки, налоговики могут также высчитать НДФЛ в размере 13 %. В этом случае доначисленную сумму НДФЛ работнику придется выплатить из своего кармана.

Если сотрудники дорожат своим местом и уважают интересы своих коллег, то им следует аккуратно подходить к вопросу сотрудничества с соответствующими органами, желающими выяснить, как реально обстоят дела с выплатой заработной платы в организации.

Так, в нашумевшем удмуртском деле , где, не без помощи сотрудников, было доказано наличие «конвертной схемы», организация вследствие начисления крупных налоговых сумм была доведена до банкротства и сотрудники, добивавшиеся легализации их заработной платы, вовсе потеряли рабочие места. Конечно же, это не призыв мириться с конвертной заработной платой, а совет подходить обдуманно к вопросу борьбы с нею изнутри.

Тем не менее, принимая во внимание актуальность проблемы легализации заработной платы, учитывая то, что государственные органы всерьез объединяют свои усилия в работе над этим вопросом, считаем, что руководству организаций, применяющих «конвертные» выплаты, следует задуматься об эффективном налоговом планировании вместо того, чтобы продолжать рисковать, применяя некогда безопасные методы выплаты заработной платы, которые сегодня могут поставить под угрозу их бизнес.

Следует обратить внимание, что для трудоспособного населения города Москвы прожиточный минимум с I квартала 2006 г. составляет 5752 рубля, согласно Постановлению Правительства Москвы от 11 июля 2006 г. № 491-ПП.

Прожиточный минимум в размере 4815 рублей был установлен на IV квартал 2005 г., согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.02.2006 № 135-ПП. Таким образом, вероятно, что с I квартала 2006 г. организации с уровнем заработной платы в диапазоне от 1100 рублей до 5752 рублей также будут находиться на постоянном контроле налоговой службы.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Налоговым органам г. Ижевска удалось доказать в арбитражном суде неполное перечисление ООО «Редуктор-Энерго» налога на доходы физических лиц и единого социального налога, т.е. выплату «неофициальной» заработной платы сотрудникам ООО «Редуктор-Энерго». Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 11 марта 2005 г. № А71-609/04-А19 оставлено в силе решение Межрайонной инспекции МНС РФ о взыскании с ООО «Редуктор-Энерго» налогов, неуплаченных с выплачиваемых в «конвертах» сумм, а также пени, начисленных на сумму неуплаченных налогов (Письмо ФНС России от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742@).