ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Бухгалтер со стороны: за и против

Главная / Публикации / Бухгалтер со стороны: за и против

Прибегая к помощи сторонних бухгалтеров, нужно быть готовым к тому, что за совершенные «чужаками» ошибки фирме придется расплачиваться в одиночку. Однако отказываться от подобных услуг только по этой причине вовсе не обязательно, ведь способы «подстелить соломку» все-таки существуют.

 Вакантное замещение

Для многих небольших организаций «держать» своего бухгалтера весьма затратно. Ведь помимо заработной платы, размер которой сам по себе может здорово «ударить по карману», придется разориться на оборудование рабочего места и закупку соответствующего программного обеспечения. А по нынешней жизни это отнюдь не маленькие суммы. И при всем том объемы деятельности малого бизнеса могут вовсе не требовать загрузки бухгалтера на полный рабочий день. Именно поэтому услуги консалтинговых компаний могут оказаться чуть ли не единственным выходом.

Как правило, в обязанности наемного специалиста входит ведение учета на основании первичных документов заказчика: отражение хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах, составление отчетности и представление ее в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды. А при небольшом объеме деятельности вполне возможно договориться и о помощи в оформлении самой «первички». Помимо всего прочего, на консультанта может быть возложена обязанность по расчету заработной платы. Некоторые специализированные организации, о чем напоминают эксперты журнала «Московский бухгалтер», могут включать в стоимость обслуживания консультирование нанимателя по любым вопросам его финансово-хозяйственной деятельности.

Однако каким бы компетентным ни был приглашенный специалист, стопроцентной гарантии, что он не совершит ошибок, нет. Вопрос заключается в том, кто будет за такие ляпсусы отвечать: фирма-заказчик или сторонняя организация?

 Кто крайний?

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ руководство фирмы может возложить бухгалтерские обязанности на плечи сторонней компании или специалиста, заключив при этом соответствующий договор. Функции главного бухгалтера в таком случае будут выполняться консалтинговым партнером, а в качестве заверения отчетности в данном случае выступает подпись руководителя специализированной организации. По идее, и ответственность за возможные ошибки возлагается именно на эту сторону контрактных отношений.

На практике такая схема используется весьма редко, ведь консультантам лишняя ответственность ни к чему. То есть сторонние специалисты действительно ведут чужую бухгалтерию. Например, на основании предоставляемых предприятием первичных документов формируют отчетность. Но на этом их функциональные обязанности заканчиваются. Ведь одобряет и подписывает от своего имени переданные ему бумаги именно директор фирмы-заказчика, а в соответствии с законодательством такая ситуация рассматривается как ведение бухгалтерии лично руководителем (п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). При этом подобная практика должна быть закреплена специальным приказом администрации фирмы. И совершенно неважно, будет ли начальство подписывать отчетность самостоятельно, или выдаст доверенность консультанту: ответственность в любом случае будет нести сам руководитель. В таких ситуациях при выявлении ошибок организация-наниматель может предъявить претензии консультанту и потребовать возмещения вреда.

Интересно, что налоговые органы вообще всех стригут под одну гребенку. Так, УФНС по г. Москве в своем письме от 25 мая 2007 г. № 20-12/049059 указало, что нарушение, допущенное представителем компании, расценивается как действие самой организации. А значит, и ответственность за оплошности в документах должен нести непосредственно заказчик. Принимая такое решение, контролеры сослались на пункт 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса», в котором сказано, что субъектом налоговых правоотношений является сама фирма, независимо от того, лично она в них участвует либо через законного или уполномоченного представителя.

 За чей счет?

Естественно, что с учетом таких обстоятельств любая фирма попытается минимизировать свои риски. Одни заказчики посчитают, что они будут находиться в большей безопасности, если стоимость приобретаемых ими консалтинговых услуг относительно высока. Мол, «дешевый» специалист хорошим не бывает. Другие сочтут, что прежде всего стоит отдавать предпочтение таким мастерам по ведению «чужого» учета, которые успели себя хорошо зарекомендовать. Причем и первые, и вторые будут абсолютно правы. Однако какими бы критериями ни обосновывалось решение о выборе партнера, есть и более существенная мера, позволяющая максимально оградить себя от денежных потерь из-за чужих недоработок.

Как известно, передача ведения учета осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг по ведению бухгалтерской отчетности сторонним организациям. Заключая его, заказчику необходимо предусмотреть, какие именно работы будут выполняться специализированным партнером. А в разрезе каждой из предоставляемых услуг – прописать ответственность за возможные ошибки и недочеты. Дело в том, что консалтинговые компании в обязательном порядке страхуют свою деятельность, поэтому у заказчика есть шанс в случае возникновения проблемы добиться финансового возмещения у исполнителя как в добровольном порядке, так и через суд.

buhnews.ru

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться