Учесть товар, купленный для дальнейшей перепродажи, для бухгалтера не составит труда. Однако ситуация кардинально меняется, если объекты так и не были реализованы, а остались в организации в качестве основных средств, да еще и будут сдаваться в аренду.
«Упрощенный» бухучет
Если компания купила то или иное оборудование с целью последующей перепродажи, то оно принимается к учету в составе материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н).
Отражается данное приобретение на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости, то есть указывается сумма в соответствии с договором купли-продажи (п. 5, 6 ПБУ 5/01). Сумма НДС, предъявленная поставщиком, включается «упрощенцем» в фактическую себестоимость оборудования (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК). Ведь компания, применяющая УСН, плательщиком данного налога не является, а значит, принять его к вычету она в последующем не сможет (п. 2 ст. 346.11 НК, п. 6 ПБУ 5/01). Подобное заключение содержится и в письме Минфина от 4 октября 2005 г. № 03-11-04/2/94.
Однако может случиться и так, что фирма передумает продавать купленные объекты. Также не исключено, что имущество останется в организации потому, что на него попросту не будет спроса, в итоге реализовать его не удастся. Как в таком случае следует организовать учет? На самом деле все будет зависеть от дальнейшего использования оборудования.
Предположим, компания не занимается производством, следовательно, эксплуатировать покупку «собственноручно» она не станет. Чтобы «поиметь» хоть какую-то выгоду, остается один вариант – фирма может сдать имущество в аренду. В любом случае непроданный объект нужно переквалифицировать в основное средство. При этом стоит убедиться в том, что он отвечает всем требованиям пункта 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н. Согласно абзацу 3 пункта 5 того же ПБУ, объекты, предназначенные для предоставления компанией за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода, являются ОС и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
Статус оборудования следует изменить на дату принятия решения о том, что оно в дальнейшем не будет продаваться. Чтобы упростить эту задачу, моментом «икс» можно признать дату начала сдачи имущества в аренду.
Для обобщения информации о затратах «упрощенца» по приобретению подобных ОС Планом счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств». В рассматриваемом случае по Дебету счета 08, субсчет 08-4 следует отразить цену оборудования, по которой оно учтено в качестве товара, в корреспонденции с Кредитом счета 41 «Товары». Затем, сформировав на счете 08-4 первоначальную стоимость объекта, предназначенного для сдачи в аренду, ее переносят на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Естественно, раз фирма перевела имущество в разряд основных средств, на него необходимо начислять амортизацию, погашая таким образом его стоимость. Начинать данные действия следует с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету, вплоть до списания объекта либо до полного погашения его стоимости в течение срока полезного использования (п. 21 ПБУ 6/01), который необходимо определять с учетом положения пункта 20 ПБУ 6/01.
Арендные правила
Если основной бизнес компании заключается в предоставлении оборудования в аренду, то платежи от арендатора признаются доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н). Отражаются такие поступления по Кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка» (п. 12 ПБУ 9/99). Что касается сумм начисленной амортизации, то они включаются в расходы по обычным видам деятельности и относятся в Дебет счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств» (п. 5, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н).
«Формируем» единый налог
Согласно пункту 1 статьи 346.16 Налогового кодекса затраты на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без учета НДС), а также суммы налога на добавленную стоимость уменьшают полученные доходы при определении «упрощенной» базы. При этом расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК). Причем в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса подобные траты можно учитывать лишь по мере реализации объектов. Кстати, ситуация с НДС, предъявленным поставщиками, аналогичная. В письмах Минфина от 20 июня 2006 г. № 03-11-04/2/124 и от 7 июля 2006 г. № 03-11-04/2/140 сказано, что налог следует списывать также по мере продажи.
Все бы ничего, но в нашей ситуации никакой реализации не произошло и происходить не будет. Поэтому до того момента, как компания изменит статус оборудования, ни о каком учете расходов, в том числе уплаченного НДС, и речи быть не может. А вот после чудесного превращения «товара» в ОС учесть траты удастся, но только уже в качестве расходов на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Компания, применяющая УСН, вправе уменьшать доходы с момента ввода в эксплуатацию рассматриваемого имущества (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). Cписывать потраченные суммы необходимо равными долями в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 НК). Отметим, что данные расходы должны найти отражение в графе 5 раздела I Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утверждена приказом Минфина от 30 декабря 2005 г. № 167н).
Пример
ООО «Бэст» в апреле 2007 г. приобрело оборудование за 424 800 руб. (в том числе НДС – 64 800 руб.) для дальнейшей перепродажи. Из-за отсутствия спроса оборудование не было продано. С 1 августа 2007 г. компания сдала его в аренду, установив оплату в размере 18 000 руб. Срок полезного использования объекта – 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом. Бухгалтер ООО «Бэст» сделает следующие проводки:
Апрель 2007 г.:
Дебет 41 Кредит 60
– 360 000 руб. – купленное оборудование принято к учету в составе МПЗ;
Дебет 19-3 Кредит 60
– 64 800 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;
Дебет 41 Кредит 19-3
– 64 800 руб. – сумма НДС включена в стоимость оборудования;
Дебет 60 Кредит 51
– 424 800 руб. – перечислена оплата поставщику оборудования.
Август 2007 г.:
Дебет 08 Кредит 41
– 424 800 руб. – стоимость оборудования отражена в составе вложений во внеоборотные активы;
Дебет 03 субсчет 1 «Доходные вложения в материальные ценности, находящиеся в организации» Кредит 08
– 424 800 руб. – оборудование принято к учету в составе доходных вложений в материальные ценности;
Дебет 03 субсчет 2 «Доходные вложения в материальные ценности, переданные в аренду» Кредит 03-1
– 424 800 руб. – оборудование передано в аренду.
Ежемесячно, начиная с августа 2007 г. и до окончания срока действия договора аренды:
Дебет 76 Кредит 90-1
– 18 000 руб. – отражена сумма арендной платы.
Ежемесячно, начиная с сентября 2007 г. и до окончания срока действия договора аренды:
Дебет 20 Кредит 02
– 7080 руб. (424 800 руб. : 5 : 12) – начислена амортизация по оборудованию;
Дебет 90-2 Кредит 20
– 7080 руб. – амортизация по оборудованию отнесена на себестоимость продаж.