ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Секрет силы фирмы

Главная / Публикации / Секрет силы фирмы

Формируя команду, трудно соблюсти баланс производственных и личных отношений, создав в компании гармоничный «общественный строй», в котором было бы комфортно работать всем - от топов до грузчиков. Секретами этого искусства делится Алексей Фомин, генеральный директор компании «Балчуг».

- Алексей Васильевич, что первично в процессе формирования команды - бизнес или теплые отношения в коллективе?

- Хорошая команда - один из залогов успеха, но я бы не идеализировал ее роль в развитии бизнеса. В первую очередь, необходимо понять, для чего нужна команда. И в любом случае она должна строиться вокруг некой идеи, единой цели, а не на пустом месте - команда ради команды, чтобы поиграть в ролевые игры. Создавая команду, во главу угла необходимо ставить не личные отношения, а производственные - функциональные обязанности людей, которые должны качественно выполнять свою работу для достижения поставленных целей.

Отношения между людьми в фирме строятся в трех плоскостях: административно-управленческой, организационно-технологической и межличностной. Когда речь заходит о команде, многие склонны отводить ключевую роль именно личным отношениям.

Действительно, для начального этапа, когда группа единомышленников с нуля начинает создавать свое дело, теплые дружеские взаимоотношения являются важным движущим фактором, позволяющим «пробить» идею. Но когда компания достигает определенной степени зрелости, на первый план уже выступают административно-управленческие и организационно-технологические отношения.

Последние предполагают концентрацию вокруг предметной цели. Например, мы нацелены на то, чтобы максимально удобно для своих клиентов и самих себя поставить по оптимальным ценам и в срок заказанные товары. Вокруг технологии продвижения, продаж и прочих производственных процессов и строится один пласт отношений, которые должны быть поставлены во главу угла. Условно эти отношения можно сформулировать так: мы собрались здесь, чтобы заниматься продажей товара, наша цель - организовать работу максимально эффективно.

К организации предметной деятельности относится выработка стратегии, постановка конкретных задач, определение стандартов достижения результатов, планирование и бюджетирование, распределение обязанностей, контроль над результатами - предметными, финансовыми и т.д.

И от того, насколько эффективно организованы все бизнес-процессы, зависит конкурентоспособность. Любые отношения в коллективе должны строиться вокруг организационно-технологической составляющей бизнеса, которую призваны обслуживать административно-управленческие процессы (грамотное распределение кадровых ресурсов, правильная мотивация, контроль над дисциплиной, характер взаимодействия между подразделениями, между руководителями и подчиненными).

Межличностные отношения, в том числе руководителя и его «ближнего круга», также должны быть подчинены той же задаче.

Порой невозможно избежать конфликта, когда личные интересы входят в противоречия с интересами дела. (Желательно предвосхищать конфликтные ситуации, но это редко кому это удается.) Важно сделать конфликт максимально безболезненным и продуктивным. Для этого, на мой взгляд, нужно проявлять терпение и терпимость к людям, уметь договариваться. Это общеизвестные правила, но зачастую амбициозность, нежелание «подвинуться» приводят к неконструктивному конфликту. Ради интересов общего дела мне часто приходится «успокаивать» свои амбиции.

- А если в фирме работают хорошие друзья, значит, не будет дружбы или пострадает дело. Как вы относитесь к такому распространенному в деловой среде мнению?

- Пусть мы друзья, но если наша дружба мешает оптимальной организации бизнес-процессов и снижает конкурентоспособность фирмы, то эти отношения надо как минимум скорректировать. Например, сотрудники поехали в командировку доставить оборудование клиенту, по дороге они решили слегка расслабиться, хорошо отдохнули, и в результате нарушили сроки договора. Возникает вопрос: нужна фирме такая дружба? Возможно, лучше бы внутри этой группы существовали некие противоречия, которые бы не позволили сотрудникам отклониться от заданного курса.

Производственные и организационно-технологические отношения могут быть достаточно жестко формализованы и не всегда казаться идеальными с точки зрения межличностных, но с позиции требований конкурентоспособности это вполне оправданно. Вместе с тем, нельзя забывать, что исполнителями управленческих решений и участниками бизнес-процессов являются люди, и им необходимо обеспечить максимально комфортные условия работы.

Нашей компании удалось достичь баланса административно-управленческих, организационно-технологических и межличностных отношений путем длительного отбора людей, постижения искусства разрешения конфликтов, создания единого представления о социальной справедливости внутри компании, которые мы пропагандируем вот уже 15 лет. Кстати, единое понимание сотрудниками (от грузчика до руководителя) социальной справедливости, осознание того, что за свою работу человек получит достойную зарплату - один из цементирующих факторов создания команды.

У нас в обществе есть некие общепринятые нормы справедливости, и мы стараемся следовать им. В любой фирме, в том числе и в нашей, эти нормы имеют собственную специфику, каждая команда имеет свою индивидуальную атмосферу, стиль работы и общения. Мы подбираем людей, которые разделяют внутренние ценности нашей компании - и этот аспект особенно важен для мотивации сотрудников, не менее чем достойные зарплаты. Например, у нас существует система поощрения, есть, в частности, «премия миллионера» для работников, сделавших миллионный объем продаж и выше. Передовикам вручаем серебряные и золотые с бриллиантом значки с изображением золотой рыбки - нашего фирменного знака…

- Каждую фирму можно представить в виде микрогосударства со своим общественным строем - формой отношений между руководством и подчиненными, главой компании и топ-менджментом. Как вы можете определить «стиль правления» в «Балчуге»?

- Действительно, административно-управленческие отношения в фирме являются копией отношений общественно-экономической формации. Существует три основных общественно- экономических формации: первобытно-общинные отношения, феодальные (патриархальные) и буржуазные.

Первобытно-общинные отношения - семья, клан, деление на «наши - не наши» - характерны для начального этапа развития общества и фирмы. На первом этапе бизнес представляет собой небольшую общину (объединение родственников или собратьев по духу) и отношения в команде условно сводятся к тому, что наших надо защищать, а с чужими бороться.

Феодализм - это патриархальный тип отношений, который присущ следующему этапу развития компании. Здесь правит бал «король», «отец народа», вокруг него формируется свита, вассалы, поэтому большое значение имеет «близость к телу» лидера. Впрочем, такие отношения продолжают сохраняться в ряде компаний, существующих на рынке далеко не первый год.

Буржуазные отношения основаны на бюрократических процедурах - в их основе лежит право, юридический договор, формализация процессов, регулирующих отношения в компании. Люди формально считаются равными, но при этом ясно, что равенство может быть весьма условным.

И в государстве, и в фирме, присутствуют все три типа общественных отношений. Ясно, что на каком-то уровне, близком к руководителю, неизбежно сохраняются патриархальные отношения. Признаки первобытно-общинного строя присутствуют в фирме в качестве фоновых, но они выходят на первый план при наступлении экстремальных ситуаций (например, при угрозах извне). Когда же идет речь о выполнении крупных программ, проектов, требующих формализации процессов и четко прописанных процедур, в силу вступают буржуазные отношения. Сейчас в нашей компании гармонично присутствуют все три вида общественных отношений.

- А тиранию в чистом виде вам не доводилось наблюдать?

- Есть фирмы, которые находят резервы для выживания и конкуренции за счет манипулирования людьми или использования безвыходного положения сотрудников. Мне известны случаи совершенно варварского отношения к персоналу в некоторых компаниях. Ни о каких командах там и речи не идет. Они будут существовать, пока наш рынок позволяет выживать подобным компаниям.

Однако бизнес развивается очень динамично, несмотря на молодость российских рыночных отношений, - средний рост зарплаты по коммерческим предприятиям составляет порядка 20% в год, кадровый дефицит сегодня очень силен. Цена - уже не является основным критерием потребительского выбора, сейчас люди смотрят на уровень сервиса. А качество обслуживания - это ни что иное, как ретранслирование работниками отношения к ним со стороны своего начальства на клиентов. Поэтому чем хуже будет атмосфера в коллективе, чем меньше руководители будут обращать внимание на создание эффективных команд, тем слабее будут становиться их фирмы, тем быстрее они вылетят с рынка.

extra-n.ru

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться