Первичное размещение акций позволяет привлечь дополнительные средства, но требует создания прозрачной структуры управления компанией. Средние и небольшие организации не всегда готовы пойти на это.
IPO (initial public offering — «первичное размещение акций») — финансовый инструмент, присущий публичным компаниям. К способам финансирования предприятий также относят внутреннее финансирование (за счет капитала владельцев и привлечение «бизнес–ангелов»), долговое финансирование (банковское кредитование, облигационные и вексельные займы) и др.
Преимущества IPO для компании — отсутствие зависимости от отдельного инвестора, получение справедливой оценки бизнеса, возможность оперативного управления и рефинансирования обязательств перед рынком, получение «валюты» в виде ценных бумаг для получения кредитов, покупки новых бизнесов.
«Спрос на ценные бумаги компании способствует росту ее капитализации и мониторит выполнение заявленных руководством планов, — говорит Павел Малеев, директор представительства ЗАО ММВБ в Краснодаре. — Рынок реагирует ростом или падением интереса к компании. Это отражается на стоимости акций, предъявлении облигаций к погашению и т.п. Во многом доверие участников рынка к компании зависит от качества и частоты контактов руководства с инвесторами».
Для IPO руководителям компании нужно получить справедливую оценку бизнеса, обеспечить уровень акций в свободном обращении не менее 10–15%, представить рынку сильную инвестиционную идею и стратегию развития на 3–5 лет.
По словам Надежды Сенюк, директора по связям с общественностью сети «Техносила», самое сложное в IPO — подготовка. «Компания должна быть прозрачна для инвесторов, — говорит она. — Мы пока на биржу не собираемся, но будем готовы к IPO в 2009 г. Сейчас составляем аудиторские отчеты по МСФО, упорядочиваем деятельность управленческой отчетности».
«Перед эмиссией акций мы объединили несколько входящих в ОАО «ВымпелКом» компаний, — рассказал Олег Козыров, директор Краснодарского филиала ОАО «ВымпелКом». — Созданная структура стала более привлекательной для инвесторов, позволила оценивать внутренние бизнес–механизмы компании».
По словам Александра Добрякова, директора по экономике и финансам ОАО «ЮТК», чем больше компания, тем больший объем информации нужно раскрыть рынку. «При этом инвесторы хотят, чтобы развитие компании постоянно соответствовало ожиданиям рынка и был обеспечен стабильный рост без сильных колебаний и кредитных рисков», — добавляет он.
Российские компании идут в Европу
На фондовой бирже ММВБ котируются акции таких краснодарских эмитентов, как ЮТК, «Магнит», «Кубаньэнерго», «Кубаньэнергосбыт», «Новороссийский МТП».
Акции российских компаний в России в основном представлены на ММВБ и РТС.
Н. Карбасова,
Cм. также
Российское корпоративное управление становится более цивилизованным