ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

НДФЛ: за чей счет банкет?

Главная / Публикации / НДФЛ: за чей счет банкет?

При определении налоговой базы по НДФЛ работодатель, исполняющий функции налогового агента, должен учитывать не только денежный, но и натуральный доход сотрудников, а также всевозможные суммы материальной выгоды. Однако недавно представители Минфина сделали бухгалтерам небольшой подарок, освободив их от части довольно кропотливой работы. 

С начала этого года, как известно, глава 23 Налогового кодекса, регулирующая вопросы уплаты налога на доходы физических лиц, претерпела ряд существенных изменений. Среди прочего стоит выделить поправку, внесенную Законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ, в силу которой для плательщиков НДФЛ вводится повинность самим исчислять и перечислять в бюджет налог в отношении сумм денежного или натурального дохода, полученного в порядке дарения. Очевидно, что авторы нововведения надеялись получить таким образом более жесткий инструмент контроля за нетрудовыми выплатами: ведь по одному и тому же налогу, подлежащему перечислению в бюджет с суммы подарков, должны в настоящий момент отчитываться и организация, и ее работник.

Однако подарки, как оказалось, далеко не единственные «выплаты», находящиеся за рамками обычной производственной деятельности, которые настолько  заинтересовали представителей Минфина. Недавние разъяснения финансового ведомства коснулись  организации корпоративных праздничных мероприятий, а также того дохода, который могут получить участвующие в них работники фирмы.  

Персонификация для банкетного меню

Собственно, ни для кого не секрет, что многие организации устраивают для своих сотрудников праздничные банкеты в честь той или иной даты или события. Следует ли в данном случае рассчитывать дополнительный доход работников? Можно ли отнести съеденные тортики и выпитое шампанское к натуральному доходу физических лиц или к материальной выгоде? Учитывая сложившиеся тенденции, нетрудно предположить, что представители Минфина и, как следствие, налоговики будут пытаться настаивать на этом. Ответ на данный вопрос и прозвучал в письме главного финансового ведомства от 15 апреля 2008 года № 03-04-06-01/86.

В сущности, чиновники лишь напомнили о положениях статьи 41 Налогового кодекса, которые по сути своей являются отличным инструментом для того, чтобы не идти на поводу у инспекторов, если последние вдруг «обнаружат» неучтенный доход сотрудников в аналогичной рассматриваемой ситуации. Дело в том, что согласно изложенным в указанной статье нормам, доход, чей бы он ни был, определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой ее можно оценить.

Совершенно очевидно, что применить подобный подход для обложения некоего абстрактного дохода сотрудника, полученного при проведении корпоративной вечеринки, нереально. В самом деле, не станет же руководство компании выделять для проведения банкета специального человека, который начнет записывать, кто, сколько и чего съел. К счастью, с этим согласны и представители Минфина, указавшие, что если при проведении такого «корпоратива» возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, отсутствует, то и дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает.  

Измерить все что можно!

Правда, не преминули специалисты ведомства отметить также и то, что организация обязана принять все меры, чтобы все-таки попытаться оценить и учесть экономическую выгоду, получаемую ее сотрудниками при различных обстоятельствах. Однако как именно организация должна проводить такую оценку в данном конкретном случае, финансисты так и не придумали. Что ж, отсутствие воображения у чиновников в данном случае играет лишь на руку как фирмам, так и их работникам.

М. Ярина, buhnews.ru

Cм. также

Консультирование по налогообложению

Расчет отпускных. Новые правила расчета отпуска

Дополнительный отпуск

«Обособленные» проблемы справки 2-НДФЛ

Порядок удержания НДФЛ с отпускных выплат

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться