Как правило, фирмы возмещают своим сотрудникам потраченные ими средства на дело организации. И если решение о компенсации отдельных трат персонала зависит от желания фирмы, то налогообложение возникающих при выплатах работникам доходов – обязанность, предписанная законодательством. Остается только разобраться, в каких случаях принудиловки начислять «зарплатные» налоги можно избежать.
«Налоговая» командировка
Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя компенсировать сотрудникам расходы, связанные с командировочными поездками (ст. 168 ТК). При этом так же, как и при любых других выплатах работникам, встает вопрос о необходимости их обложения социальным и подоходным налогами. По крайней мере, в той части, которая превышает установленные действующим законодательством нормы суточных. Основная проблема заключается как раз в том, что лимиты подпадающих под обложение данными налогами командировочных не определены, на что и обратило свой взор главное финансовое ведомство.
Так, в письме от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247 Минфин указал, что для исчисления НДФЛ и ЕСН допустимо использовать нормы, применяемые для расчета налога на прибыль (утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93). Таким образом, с выданных работнику суточных, сумма которых превышает 100 рублей, необходимо начислить подоходный налог. Примечательно, что уже в следующем году такие нормы по отношению к налогу на доходы физлиц действовать не будут, ведь с 2008 г. вступают в силу лимиты необлагаемых «выездных» компенсаций, установленные Законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ. Так, при возмещении работникам командировочных на территории России НДФЛ надо будет уплачивать, если их размер превысит 700 рублей, а для заграничных поездок – 2500 рублей.
Что касается единого социального налога, то ситуация сводится к следующему. Если в коллективном договоре или ином локальном акте организации прописан размер суточных, то ЕСН облагаются только суммы, превышающие данный норматив. Такое мнение высказали высшие судьи в информационном письме Президиума ВАС от 14 марта 2006 г. № 106. Причем каких-либо ограничений относительно устанавливаемого фирмой лимита не указано. Если же величина суточных не определена внутренним приказом по предприятию, то сумма, превышающая установленную норму, также не подлежит налогообложению ЕСН, потому как она не уменьшает «прибыльную» базу (письмо Минфина от 24 июня 2005 г. № 03-05-02-04/127). Немаловажно, что подобный вариант решения вопроса уплаты соцналога одобряют и арбитражные суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 октября 2006 г. № А56-53705/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 19 сентября 2005 г. № Ф08-4317/2005-1714А).
Кстати говоря, в связи с тем, что объект обложения по взносам в ПФР и ЕСН совпадает, начислять пенсионные взносы на суммы сверхнормативных суточных не надо. Однако такое правило справедливо лишь для плательщиков налога на прибыль, а значит «упрощенцы» подобной привилегии лишены (письмо Минфина от 24 февраля 2005 г. № 03-05-02-04/37).
ЕСН на работу не ездит?
Еще одной «болевой точкой» начисления зарплатных налогов стал вопрос: нужно ли уплачивать НДФЛ и ЕСН со средств, которые фирма направила на то, чтобы ее сотрудники с комфортом добирались до места работы? Такую дилемму неоднократно пытался решить Минфин, и, надо отметить, получилось это у него в целом неплохо.
Ситуаций предоставления услуг по транспортировке сотрудников может быть несколько. Чаще всего компания перевозит свой персонал до работы и обратно, когда она находится в труднодоступном месте. То есть речь идет о таком местонахождении фирмы, куда даже при желании работники не смогли бы добраться общественным транспортом. По мнению финансистов, экономической выгоды у сотрудников в подобных случаях не возникает (письма Минфина от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247, от 11 мая 2006 г. № 03-03-04/1/434). Получается, что стоимость указанного проезда обложению НДФЛ не подлежит. Кроме того, чиновники считают, что бесплатная доставка не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будет считаться обычными производственными затратами (письмо Минфина от 18 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/124). Самое интересное, что уплачивать ЕСН с такой перевозки не надо, даже если обязанность организации бесплатно возить работников отражена в трудовом или коллективном договоре (письмо Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-05-02-04/46).
Кроме того, работодатель может перевозить своих сотрудников в рамках так называемого соцпакета. Ведь нынче даже общественный транспорт стоит довольно дорого, и порой для персонала расходы на него становятся существенной статьей личных затрат. Поэтому, если сотрудник в принципе может самостоятельно добираться до работы, но при этом использует возможность ездить на работу бесплатно, то такая экономия является его доходом, полученным в натуральной форме. Это значит, что с подобной экономической выгоды необходимо уплачивать НДФЛ.
Минфин в письме от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247 указывает, что в таком случае доход работника можно рассчитать на основании общей стоимости проезда и данных табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов. Для чего финансисты рекомендуют вести персонифицированный учет использующих такую услугу сотрудников (письмо Минфина от 18 мая 2006 г. № 03-05-01-04/128). Логично, что расчет суммы оплаты такой доставки включается в налоговую базу по каждому работнику в отдельности. Стоит также отметить, что если фирма не сможет обосновать необходимость осуществления подобных транспортных затрат, то включить их в состав прочих производственных расходов при налогообложении прибыли не удастся. Следовательно, начислять ЕСН со стоимости проезда сотрудников не надо (п. 3 ст. 236 НК).