ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Кто и почему должен уметь читать бухгалтерскую отчетность

Главная / Публикации / Кто и почему должен уметь читать бухгалтерскую отчетность

Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем организации процесса управления и качеством его информационного обеспечения.

В широком смысле под информационным обеспечением хозяйственной деятельности понимается совокупность информационных ресурсов и способов их организации.

Основными элементами информационного обеспечения являются: система документации и документооборота; система классификации и кодирования; информационная база (картотеки, классификаторы, массивы нормативно-справочной, текущей информации, накопительные массивы и т.д.); документы регулятивного характера (должностные и технологические инструкции, обеспечивающие организацию документооборота и ведение информационной базы).

В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные. С позиции обеспечения управленческой деятельности можно выделить три основных требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые для:

Обеспечение этих требований основывается на одном из важнейших принципов подготовки бухгалтерской отчетности — принципе соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного принципа заключается в следующем:

Этот принцип является основополагающим для реализации коммуникационной функции бухгалтерского учета. Игнорирование его приводит либо к подаче излишней информации (отметим, что подготовка данных — процесс дорогостоящий), либо к непредставлению нужной руководителю информации.

При подготовке отчетности необходимо помнить, что управленческие работники не всегда хорошо разбираются в бухгалтерском учете. Представляемые сведения должны быть достаточно простыми и доступными для тех, кому они предназначены. Сведения, которые трудны для восприятия, обычно не принимаются во внимание.

В настоящее время форматы бухгалтерской отчетности, регламентированные нормативными документами по бухгалтерскому учету, уже не являются обязательными — они носят рекомендательный характер, как это и принято в международной практике. Тем не менее бухгалтеры, следуя многолетней традиции, предпочитают пользоваться рекомендованными форматами не внося в них каких-либо изменений. Поэтому простота, доступность для понимания балансовых статей и аналитичность отчетности если и принимаются во внимание отдельными бухгалтерами, то лишь с позиции более или менее качественно подготовленной пояснительной записки. Именно вербальная часть отчета, т.е. пояснительная записка, становится для менеджеров, чаще всего не имеющих специальной бухгалтерской подготовки, особенно значимой, поскольку содержит необходимую аналитическую информацию, облегчающую понимание отчетности и оценку финансового состояния предприятия.

Принцип соответствия вложенной и востребованной информации в отчетности в явной или опосредованной форме всегда принимается во внимание при построении концептуальных основ бухгалтерского учета. Хотя однозначная и безусловная реализация данного принципа вряд ли возможна, именно желанием следовать ему объясняется существовавшая в годы советской власти практика постоянной корректировки состава и структуры форм бухгалтерского отчета в сторону либо расширения, либо уменьшения их аналитичности. Уход от жесткой заданности структуры отчетных форм — безусловно логически оправдан.

В настоящее время данные, подготавливаемые бухгалтером и используемые в дальнейшем в управленческой деятельности, отражаются в одном из трех разделов годового отчета: в основных отчетных формах (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении капитала и денежных средств); в пояснениях к отчетным формам; во вспомогательных материалах (текстовая часть отчета, расшифровки к отчетным формам и т.д.). Такой подход в полной мере соответствует рекомендациям международных стандартов финансовой отчетности (см. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»).

Рекомендательные форматы периодической отчетности, их состав, а также инструкции по заполнению утверждают соответствующие органы управления. Они, вероятно, в большей степени удовлетворяют профессиональным бухгалтерским требованиям, нежели запросам управленческих работников.

Можно дискутировать о сложности восприятия бухгалтерской отчетности неспециалистами. Однако поскольку она существует и, бесспорно, содержит много ценной для руководителей информации, необходимо научиться ее анализировать, интерпретировать представленные в ней показатели, знать основные взаимосвязи между ними.

Отметим, что в экономически развитых странах бухгалтерский баланс является одним из основных документов ежегодных отчетов крупных фирм, Отчеты, издаваемые солидными тиражами в виде брошюр, публикуются с различными целями, в том числе и для рекламы. Умение читать баланс помогает внешним пользователям (акционерам, кредиторам, менеджерам) принимать решения о приобретении акций этой фирмы, целесообразности размещения в ней своего капитала, стратегии развития своей коммерческой организации и т.п. Свободное обращение с бухгалтерскими документами привычно для многих менеджеров: к примеру, в Австралии по меньшей мере 30% членов советов директоров крупных фирм имеют бухгалтерское образование как базовое.

Оценка и интерпретация отчетных документов, являющихся основой информационного обеспечения процесса управления, базируются на применении различных способов и приемов анализа. Очевидно, что состав выполняемых аналитических процедур, используемые методы, глубина проводимого анализа зависят от многих факторов. Перечислим основные: целевая установка аналитика, его интеллектуальные и познавательные способности и возможности, ограничения технического, временного, информационного характера и т.д.

Весьма важен вопрос о субъекте анализа. В течение многих лет в отечественной учетно-аналитической практике была достаточно широко распространена концепция, согласно которой аналитик — это человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки (отчеты, доклады, выводы, комментарии) для руководства, т.е. линейных руководителей различного ранга, обладающих правом принятия управленческих решений.

Вероятно, такой подход вполне оправдан, поскольку линейные руководители были существенно ограничены в проведении многовариантных аналитических расчетов временным параметром и имевшимися в их распоряжении техническими счетными средствами (точнее, отсутствием таковых). Именно поэтому возникала необходимость в специальном аналитическом персонале, своего рода «толмачах» отчетных форм.

Следствие такого положения — полная неспособность некоторого числа линейных руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирования и глубинный смысл приводимых в них показателей. Нередко руководитель коммерческой организации подписывает основную отчетную форму — бухгалтерский баланс, практически не понимая его содержания. Сам процесс подготовки аналитических документов в условиях связи «линейный руководитель — аналитик» также имеет существенные недостатки. Выделим два из них, на наш взгляд, основных.

Главные условия эффективного управления: а) наличие данных, потенциально несущих информацию; б) умение их анализировать и обосновывать с помощью такого анализа желаемые и/или предполагаемые варианты действий. В течение многих лет первый аспект имел приоритет.

Считалось, что чем больший объем информационного сырья обработан, тем более эффективное решение может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а следовательно, формализованную аналитическую обработку данных. Ориентация на большие объемы обрабатываемых сведений приводила к тому, что руководителя захлестывала такая бессистемная лавина данных, что он часто был не в состоянии даже ознакомиться с нею, не говоря уже об анализе и разумном использовании. Кроме того, не все данные, необходимые для анализа и принятия управленческих решений, могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер.

Сейчас для большинства грамотных управленцев уже не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или, по крайней мере, не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле — «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем «нематериальные» компоненты в некоторых случаях могут иметь основополагающее значение.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур принятия управленческого решения накладывает естественный отпечаток и на процесс подготовки аналитических документов: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, а, напротив, будут корректироваться как по форме, так и по существу, дискретность такой корректировки — случайная величина. Именно текущая корректировка аналитических процедур и их результатов, которую необходимо выполнить в определенные сроки, по ряду объективных и субъективных причин не всегда может быть реализована в полном объеме в цепочке «руководитель — аналитик».

Рассматриваемой организации аналитической работы свойствен парадокс «испорченного телефона». Это еще один ее недостаток. Данный парадокс срабатывает дважды: на этапе постановки задачи аналитику и на этапе качественной интерпретации полученных результатов. Действительно, сначала руководитель должен объяснить аналитику, какую информацию и в каких аналитических разрезах он хотел бы иметь, и быть уверенным в том, что аналитик его понял. Затем процедура повторяется, но направленность информации, а иногда и состав действующих лиц меняются.

Давно признан тот факт, что в бюджете рабочего времени многих руководителей коммерческих организаций по ряду объективных и субъективных причин собственно анализ стоит далеко не на первом месте. Вместе с тем современные тенденции в учете, анализе и управлении выдвигают требования существенного повышения культуры аналитических расчетов не только специалистами-аналитиками, но прежде всего руководителями.

Внедрение компьютеров с развитым программным обеспечением является одновременно и причиной, и средством совершенствования навыков анализа. При помощи персональных компьютеров и специального программного обеспечения, известного как «электронные таблицы», можно делать аналитические расчеты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределенными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам.

Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчетов предполагает доскональное знание существующей отчетности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Это прежде всего относится к бухгалтерской отчетности. Во-первых, она наиболее систематизированная и имеет достаточно жесткие внутренние связи. Во-вторых, на уровне коммерческой организации она является основным информационным ресурсом для перспективного анализа и управления.

Немаловажно и то, что именно отчетность, в том числе бухгалтерская, — реальное средство коммуникации, благодаря которому руководители различных рангов общаются друг с другом, получают представление о месте своей коммерческой организации в системе родственных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристиках, эффективности использования ресурсов.

Основным источником информации для комплексной оценки хозяйственной деятельности коммерческой организации, с которым чаще всего работает аналитик (руководитель коммерческой организации, аудитор, исследователь и т.п.), является годовой отчет. Этот документ включает в себя помимо описательной части полный комплект форм бухгалтерской отчетности, а также специализированные формы, установленные в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Обязательное условие полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации — умение читать финансовую отчетность и, в частности, основную ее форму — баланс, т.е. понимание экономического содержания каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности коммерческой организации, связи с другими статьями, характера изменений сумм по той или иной статье и значения этих изменений для экономики коммерческой организации.

Умение читать баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии. Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности коммерческой организации собственными оборотными средствами, установить, за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Уметь читать баланс должны руководитель коммерческой организации, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов.

В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированное в балансе: при составлении плана снабжения — производственных запасов; при составлении сметы производства — остатков незавершенного производства; при разработке плана реализации — остатков готовой продукции на складах и отгруженной продукции; при составлении финансового плана — наличие собственных оборотных средств, запасов материалов и других ценностей, остатков денежных средств, оптимальность структуры оборотных средств и т.д.

Если анализ проводится только на основании баланса, то те или иные вопросы могут быть рассмотрены лишь в самых общих чертах. Значительно расширяется круг изучаемых вопросов и, главное, углубляется анализ при использовании помимо баланса остальных форм отчетности и данных текущего бухгалтерского учета.

Навыками анализа должны владеть не только профессиональные аналитики и бухгалтеры, но и любые пользователи публичной отчетности.

В.В. Ковалев, elitarium.ru

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться