Esp
Eng
Рус
Поиск

Здесь Вы можете

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Чтобы один раз в 7-10 дней получать самую свежую информацию о новых концепциях менеджмента, бизнес-кейсах и лучших мировых практиках. В рассылке мы избегаем воды, стараясь делиться реальным опытом и работающими методиками. Наши подписчики - владельцы и руководители бизнеса, HR-директора. Мы регулярно раздаем подписчикам весомые скидки и бесплатные материалы. При этом мы гарантируем сохранность Вашей контактной информации.

Реклама

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности (ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008г. N307-ФЗ"Об аудиторской деятельности")
1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.
3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

1. В комментируемой статье говорится, согласно ее названию, о государственном регулировании аудиторской деятельности, а по сути - об уполномоченном федеральном органе. Сокращение "уполномоченный федеральный орган" введено в ч. 5 ст. 9 комментируемого Закона для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.

Следует отметить, что первоначально Указом Президента РФ 1993 г. об аудите (п. 4) в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в России была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (КпАД при Президенте РФ). Как предусматривалось в п. 19 Временных правил аудита 1993 г., утв. данным Указом, положение о названной Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. Соответственно, распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП "Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации"*(112) были утверждены Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и состав указанной Комиссии. Названным Положением определялось, что КпАД при Президенте РФ является коллегиальным органом при Президенте РФ, организующим разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
КпАД при Президенте РФ упразднена, как и ряд других органов Указом Президента РФ от 25 апреля 2001 г. N 463 "Об упразднении ряда совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации"*(113) в целях упорядочения работы совещательных и консультативных органов при Президенте РФ. В связи с этим Указом Президента РФ от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"*(114) наряду с прочим признано утратившим силу и названное распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-РП.

Практически одновременно с этим упразднением завершилась работа над принятием Закона 2001 г. об аудите, в п. 1 ст. 18 которого устанавливалось, что функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Во исполнение данного полномочия постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определен Минфин России.

В пункте 1 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите также устанавливалось, что положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ. Однако данное правило не повлекло внесения изменений в постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации"*(115). Позднее в рамках проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(116) реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти издано постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"*(117), в п. 1 которого установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая в том числе область аудиторской деятельности.

В принятом чуть позже постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"*(118) (п. 2) указано, что Минфин России до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет полномочия по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Этим же постановлением утверждено новое Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое действует и в настоящее время. Согласно общим положениям данного документа (в ред. постановления Правительства РФ от 30 января 2008 г. N 42*(119) Минфин России:
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы (п. 1);
осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров (п. 2);
руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также названным Положением (п. 3);
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень основных функций государственного регулирования аудиторской деятельности. Иначе говоря, определен перечень основных функций уполномоченного федерального органа. Аналогичный перечень, содержавшийся в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите, так и обозначался - основные функции уполномоченного федерального органа. Разумеется, этот перечень претерпел существенные изменения, предопределенные новой концепцией комментируемого Закона.
В отношении конкретных позиций перечня, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности (п. 1).

Данная функция уполномоченного федерального органа в Законе 2001 г. об аудите непосредственно не определялась, но с очевидностью подразумевалась, о чем свидетельствуют названные выше акты Правительства РФ, которыми регламентирована деятельность Минфина России. В названном выше постановлении Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 прямо установлено, что в основные задачи Минфина России входит выработка единой государственной политики в сфере аудиторской деятельности.
Комментируемый Закон предусматривает участие СпАД в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Так, согласно п. 1 ч. 2 его ст. 16 в функции СпАД входит рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности. На участие СРО аудиторов в этом процессе данный Закон непосредственно не указывает, но, как предусмотрено в п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона о СРО, СРО наряду с прочим имеет право вносить на рассмотрение органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования.

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (п. 2).
Речь идет об издании нормативных правовых актов, прежде всего тех, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности. Среди таких актов прямо названы ФСАД, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Разработка и утверждение ФСАД регламентированы комментируемым Законом, как представляется, на достаточном уровне (см. комментарий к ст. 7 Закона), чего нельзя сказать в отношении правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Как говорилось в комментарии к ст. 8 Закона, о требованиях к такому нормативному правовому акту в комментируемом Законе ничего не говорится. Законом 2001 г. об аудите издание такого нормативного правового акта не предусматривалось.

В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи указано также на издание иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных комментируемым Законом. Непосредственно данным Законом предусмотрено издание уполномоченным федеральным органом нормативных правовых актов по таким вопросам, как: порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена (ч. 2 ст. 11);
порядок создания ЕАК, проводящей квалификационный экзамен (ч. 4 ст. 11); порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма (ч. 7 ст. 11); положение о СпАД и положение о рабочем органе СпАД (ч. 17 ст. 16); порядок, сроки и форма сообщения в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов о дополнительных требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА (п. 3 ч. 7 ст. 17); порядок, сроки и форма представления в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов отчета об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 4 ч. 7 ст. 17); порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (ч. 3 ст. 19); порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (ч. 6 ст. 22).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. О понятии нормативных правовых актов и о порядке их издания Минфином России см. комментарий к ст. 2 Закона.

Ведение госреестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 3).
Ведение госреестра СРО аудиторов регламентировано в ст. 21 комментируемого Закона, в ч. 1 которой и установлено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Ведению контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций посвящена ст. 19 данного Закона, в ч. 2 которой предусмотрено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Следует отметить, что в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите говорилось о том, что в функции уполномоченного федерального органа входит ведение госреестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, АПАО и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам (см. комментарий к ст. 19 и 21 Закона).

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в России (п. 4).
О данной функции в других статьях комментируемого Закона ничего не говорится. В Законе 2001 г. об аудите об этой функции вообще не упоминалось. Вместе с тем в п. 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что в полномочия Минфина России входит обобщение практики применения законодательства РФ и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Иные предусмотренные комментируемым Законом функции (п. 5).

Перечень основных функций уполномоченного федерального органа сформулирован в ч. 2 комментируемой статьи как открытый, в то время как в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите соответствующий перечень был определен как исчерпывающий. Среди основных функций уполномоченного федерального органа, предусмотренных комментируемым Законом и не поименованных в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить такие, как: осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона (см. комментарий к ст. 10 Закона); создание ЕАК, проводящей квалификационный экзамен, и организация ее деятельности (см. комментарий к ст. 11 Закона); создание СпАД и организация его деятельности (см. комментарий к ст. 16 Закона); взаимодействие с СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 17 Закона); осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов (см. комментарий к ст. 22 Закона).

3. В части 3 комментируемой статьи содержится новое положение, наделяющее уполномоченный федеральный орган правом запрашивать для осуществления функций, предусмотренных комментируемым Законом, у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию (такое же право, согласно ч. 3 ст. 16 данного Закона, предоставлено СпАД). Корреспондирующая этому праву обязанность СРО аудиторов представлять в уполномоченный федеральный орган по его запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов закреплена в п. 6 ч. 7 ст. 17 комментируемого Закона. Там же установлено, что копии указанных документов подлежат представлению не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса.
Следует иметь в виду, что в ч. 4 ст. 22 Закона о СРО в рамках регламентации взаимодействия СРО и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти установлено, что соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не вправе:
1) требовать от СРО и ее членов информацию, представление которой не предусмотрено федеральными законами;
2) принимать решения, обязывающие СРО осуществлять действия, нарушающие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, или воздерживаться от осуществления правомерных действий, являющихся обязательными в соответствии со стандартами и правилами СРО;
3) требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления СРО в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов СРО либо СРО.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Cм. также

Аудит и МСФО

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Аудиторское заключение

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Аудит для целей бухгалтерского учета

Аудит для целей налогового учета

Общение аудиторской организации с налоговыми органами

Аудит учетной политики

Учетная политика: доходы и расходы

Важные моменты учетной политики

Налоговый аудит - новое направление аудиторской деятельности

Учет расходов на аудит

Расходы на аудит, или все включено, господа