ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Аренда персонала: спорные моменты договора

Главная / Публикации / Аренда персонала: спорные моменты договора

Для российского рынка аутсорсинг – относительно новая услуга. Еще недавно она в основном была востребована представительствами иностранных компаний и совместными предприятиями, а теперь и обычные российские фирмы пополнили число потребителей этой услуги. Такой внезапный интерес объясняется возросшей конкуренцией на рынке, которая заставляет предпринимателей искать новые пути оптимизации своей деятельности. Аутсорсинг (передача непрофильных функций внешним специализированным компаниям) определяют как новую стратегию управления: «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь продать выгоднее всего».

Эксперты журнала «Консультант» обращают внимание читателей на то, что российское законодательство хранит молчание о том, что же понимать под термином «аутсорсинг». Отсюда – трудности в регулировании взаимоотношений участников сделки по аренде персонала. Зачастую они руководствуются нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса. В любом случае директору фирмы нужно быть дальновидным и постараться застраховаться от неприятных сюрпризов, предусмотрев всевозможные нюансы и сложности в договоре с «кадровым» подрядчиком. Как показывает практика, обязательно следует включить пункт о качестве услуг и возмещении убытков, поскольку именно эти факторы впоследствии вызывают самые жаркие споры. Например, командированный сотрудник может принести фирме убытки, а спрашивать за них окажется не с кого.

 Безнаказанный «лохотрон»

Представим такую ситуацию. В некой компании «Модус» имеется вакантная должность финансового директора. Руководитель фирмы мечтает видеть на этом посту иностранного специалиста. Однако ему хорошо известно, что прием в штат «заморского» работника сопровождается таким хлопотным и затратным мероприятием, как получение специального разрешения. Видимо, по этим и другим причинам «Модус» решил обратиться к услугам аутсорсинговой компании «Карьерный шаг». С помощью подрядчика быстро удалось подобрать подходящую кандидатуру, соответствующую всем выдвигаемым требованиям. Партнеры ударили по рукам и заключили сделку. Подрядчик взял на себя все заботы о получении разрешения на привлечение иностранного сотрудника для работы на территории РФ. Иностранный работник заключил с «Карьерным шагом» трудовой договор и вышел на работу в «Модус».

Компания «Модус» радовалась решению кадрового вопроса. По соглашению от нее требовалось выплачивать организации-аутсорсеру вознаграждение, а последняя, в свою очередь, выполняла всю техническую работу по оформлению трудовой книжки, начислению заработной платы командированному сотруднику, выплате налогов, обеспечению социальной защиты (больничные, пособия и  т. п.).

Итак, нанятый с помощью подрядчика финансист взялся за управление финансовыми потоками компании «Модус». Через полгода плоды его деятельности были, что называется, налицо. Он допустил ошибки при бюджетировании крупного проекта. В итоге дорогостоящая затея осталась без финансирования и ее приостановили. В убытках поспешили обвинить фирму «Кадровый шаг», которая «подсунула» неквалифицированного управляющего. Однако аутсорсеры заявили, что выполнили свои обязательства сполна: их дело предоставить заказчику персонал в пользование, а за итоги работы командированного сотрудника они не в ответе. Финансовому директору тоже удалось избежать ответственности. Выяснилось, что отечественное законодательство недостаточно четко регулирует подобные отношения. С похожей ситуацией может столкнуться любая фирма, которая не вникает в нюансы договора кадрового подряда.

 «Охранные» пункты

Аутсорсер подряжается на оказание услуг двух видов – по поиску сотрудников и техническому оформлению персонала. Процедура подбора персонала выглядит следующим образом. Работодателю предоставляется перечень соискателей. Он беседует с ними и одному из них в итоге делает предложение о работе. В оформлении отношений с командированным сотрудником могут быть варианты. Первый – работодатель заключает договор с сотрудниками напрямую. Второй – используется схема аренды персонала. В последнем случае служащий становится штатным работником кадрового агентства, который командируется в фирму-заказчика.

Обратите внимание: в договоре с агентством должен быть прописан гарантийный срок на замену данного кандидата (как правило, он составляет полгода). Тогда в случае инцидентов аутосорсер предоставит однократную замену нежеланному специалисту.

Ни о какой другой ответственности речь не идет. Агентство не обязано контролировать работу командированного сотрудника. В конце концов, компания сама сделала выбор в пользу того или иного кандидата, которого ей предложил аутсорсер, а значит, должна была заранее просчитать риски, с которыми столкнется.

Помимо прочего договор на оказание услуг обязательно должен содержать такие пункты: профессиональная направленность необходимых специалистов; уровень подготовки соискателя на должность – образование, стаж работы по направлению (в приложении к договору, как правило, указываются дополнительные требования фирмы к претенденту, например пол, возраст, стаж, знание иностранных языков и т. д.). Также в соглашении указываются условия, при которых услуга считается оказанной, а договор – исполненным (к примеру, если фирма-заказчик утвердила кандидатуру сотрудника и назначила срок его выхода на работу).

Претензии к организации-аутсорсеру после исполнения договора принимаются только в том случае, если условиями договора предусмотрена ее ответственность за качество работы, выполняемой принятым претендентом.

 «Больной» вопрос

Материальная ответственность сторон вызывает наибольшие споры. Если исходить из того, что аутсорсинг – разновидность договора подряда, то можно предположить, что на него распространяются все основные положения о договоре подряда, предусмотренные Гражданским кодексом. А значит (вернемся к описанному в начале статьи инциденту), компания «Модус» вправе требовать возмещения причиненного вреда в судебном порядке. Ведь именно подрядчик – компания «Карьерный шаг» – в ответе перед заказчиком за ненадлежащее качество работы. Убытков, которые возникли в связи с непрофессиональными действиями предоставленного аутсорсером финансового директора, можно было избежать. «Карьерный шаг» в свою очередь может попытаться предъявить претензии финдиректору. Тем более что именно так определяется материальная ответственность заемного работника в статье 42 законопроекта «О защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам»: «…заемный работник несет материальную ответственность за ущерб, возникший у частного агентства занятости в результате возмещения агентством убытков иным лицам вследствие виновного противоправного поведения данного работника…».

Однозначно, для уверенности в завтрашнем дне как компаний-заказчиков, так и аутсорсеров неплохо было бы обязать на законодательном уровне страховать профессиональную ответственность аутсорсеров. Это повысило бы доверие заказчиков и выручило в случае возмещения вреда крупным компаниям.

О. Волкова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться