ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

«Амортизационные» проблемы реорганизации

Главная / Публикации / «Амортизационные» проблемы реорганизации

На порядок расчета амортизации основных средств могут повлиять не только срок полезного использования и стоимость объекта, но и другие обстоятельства. В частности,  речь идет о таких процессах, как слияние, разделение, выделение и преобразование фирм.

По общему правилу компанию считают реорганизованной с момента госрегистрации вновь возникших фирм. Если одна организация присоединяется к другой, то первую считают реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности примкнувшей организации (п. 4 ст. 57 ГК).

А как правильно определить первый и последний налоговый период для фирм, принимающих участие в рассматриваемых процессах?

Для компаний, подвергшихся преобразованиям до окончания текущего года, налоговым периодом является промежуток времени с 1 января до дня совершения реорганизации. Если же фирма создана после начала года, а реорганизована до его окончания, а также если дата создания и реорганизации приходится на промежуток времени с 1 по 31 декабря, налоговый период определяют со дня создания до дня реорганизации. Данные правила не применяют выделяющие и присоединяющие компании. Они начисляют амортизацию по полученному имуществу в общем порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты были введены в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

 Особый случай

В своем письме от 16 октября 2007 г. № 03-03-06/1/720 Минфин решил уделить особое внимание реорганизации в форме преобразования. Напомним, что в данном случае фирма просто меняет организационно-правовую форму (п. 5 ст. 58 ГК). Финансисты пояснили, что преобразующаяся компания должна «заморозить» амортизацию объектов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объекты выбыли в связи с реорганизацией. Использование общих правил в данном случае связано с тем, что пункт 6 статьи 259 Налогового кодекса не применяют компании, изменившие в результате «перестройки» свою организационно-правовую форму.

Что касается вновь созданной фирмы, то она начинает начислять амортизацию перешедших к ней ОС и НМА с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество введено в эксплуатацию.

Теперь несколько слов о выделении одной фирмы из другой. Предположим, из состава некой компании «Альфа» выделяется компания «Бета», причем «Альфа» продолжает свое существование. В таком случае «Альфа» прекращает начислять амортизацию на объекты ОС по общим правилам. То есть в отношении «Альфы» следует придерживаться того же порядка, который действовал к преобразующейся фирме. Амортизация в компании «Бета» стартует, соответственно, как и в случае с преобразованием.

 «Фирменные» преобразования

В реорганизационном «наборе» есть и другие методы видоизменения компаний, которые имеют свои правила, отличные от вышеуказанных. Так, фирмы, которые подверглись слиянию, присоединению, разделению или выделению, должны действовать  в соответствии с правилами пункта 6 статьи 259 Налогового кодекса. А именно: реорганизуемая в течение месяца фирма прекращает начислять амортизацию с 1-го числа месяца, в котором завершены преобразования. Образовавшаяся компания, в свою очередь, начинает списывать стоимость полученных объектов на расходы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена ее госрегистрация.

Учитывая все вышеизложенные постулаты, эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» рассмотрели порядок начисления амортизации в зависимости от выбранной формы преобразований. За дату проведения реорганизации примем, например, 15 октября 2007 года.

 Пример 1

В результате слияния фирм «Альфа» и «Бета» была образована новая компания «Гамма». Последняя считается реорганизованной с 15 октября. Поскольку слияние произошло до окончания года, последним налоговым периодом для «Альфы» и «Беты» является период с 1 января по 15 октября, а последний раз амортизация будет начислена 1 октября за сентябрь.

Первый налоговый период для фирмы «Гамма» – промежуток времени с 15 октября по 31 декабря, а амортизировать полученные основные средства и нематериальные активы «Гамма» начнет с 1 ноября. Таким образом, 1 ноября амортизация имущества осуществляться не будет.

При реорганизации в форме разделения принцип начисления амортизации у «старой» и «новых» компаний будет тот же.

 Далее рассмотрим такую форму реорганизации, как присоединение фирмы, отталкиваясь от той же даты, что и в первом примере.

 Пример 2

В результате присоединения фирмы «Альфа» к компании «Бета» первая прекращает свое существование, а функционирует только «Бета». Она считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности компании «Альфа». Последний налоговый период для нее соответствует промежутку времени с 1 января по 15 октября. С 1 октября «Альфа» не начисляет амортизацию. Компании «Бета», в свою очередь, следует списывать стоимость полученных объектов на расходы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности компании «Альфа». Таким образом, «Бета» начинает амортизировать полученное имущество с 1 ноября.

 Объединив приведенные выше правила, подытожим, что месяц, в котором никто из участников не списывает стоимость имущества на расходы, появляется лишь в случае реорганизации в форме слияния, разделения и присоединения. А те организации, которые подверглись преобразованию или выделению, по праву можно назвать «счастливчиками».

Д. Александровна, buhnews.ru

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться