Федеральная налоговая служба планирует продолжить публиковать собственные критерии оценки способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском, сообщила "Интерфаксу" начальник Контрольного управления ФНС Елена Козлова.
"Мы будем публиковать новые рискованные способы ведения бизнеса по мере наработки доказательной базы и арбитражной практики", - сказала она.
ФНС в октябре опубликовала 12-й критерий оценки рисков, который включает в себя четыре наиболее распространенных схемы получения необоснованной налоговой выгоды. Налогоплательщики могут проанализировать свою деятельность и оценить вероятность назначения выездной проверки, а также объем возможных налоговых претензий. На основе критериев налогоплательщики имеют право подать уточненную налоговую декларацию и доплатить налоги.
"Более того, если налогоплательщик по аналогии с ними находит другие сомнительные операции, он тоже может подать уточненную декларацию и таким образом также снизить риск выездной налоговой проверки", - отметила Козлова.
"Налогоплательщику это тоже выгодно: уточнение налоговых обязательств многократно снижает риск проверки, а это серьезный стимул для уточнения и исполнения налоговых обязательств в полном объеме", - считает глава контрольного управления.
По ее словам, если раньше налоговые органы стремились проверять каждого налогоплательщика хотя бы один раз в три года, то сейчас налогоплательщик, который "имеет нормальную налоговую нагрузку",с высокой долей вероятности избегает выездных налоговых проверок.
Проведенный ФНС анализ показал, что под выездную проверку, как правило, подпадают налогоплательщики, которые удовлетворяют большинству критериев самостоятельной оценки рисков.
Таких признаков налоговики называют свыше 20-ти: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или ее представителей, копий документов, удостоверяющих их личность.
Налоговые органы также рекомендуют обращать внимание на отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, на отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.), а также на отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц.
По данным ФНС, российские налогоплательщики по итогам первых девяти месяцев 2008 года самостоятельно уточнили налоговые обязательства на сумму 88 млрд рублей, все эти деньги уже перечислены ими в бюджет.
Общий объем поступлений за 9 месяцев 2008 года по итогам выездных проверок, а также с учетом уточненных налоговых деклараций составляет 250 млрд рублей.
Более 35% поступлений было обеспечено за счет добровольных дополнительных платежей со стороны налогоплательщиков, уточнивших свои налоговые обязательства.
За весь 2007 год в ходе контрольной работы было взыскано 284 млрд рублей, объем уточненных обязательств составил 84 млрд рублей (140,222,5% от общей суммы).
"Служба считает, что политика открытого диалога себя оправдывает: имея информацию о налоговых рисках, налогоплательщики самостоятельно уточняют свои налоговые обязательства, налоговая дисциплина укрепляется", - сказала Козлова.
В июне 2007 года ФНС опубликовала 11 критериев, на основании которых налоговые органы проводят отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. В октябре 2008 года ФНС ввела 12-й критерий, включающий в себя четыре наиболее распространенные налоговые "схемы".
Налогоплательщики с помощью этих критериев могут самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства.
Cм. также
Налоговая проверка: как избежать ответственности за непредоставление документов во время проверки
В течение какого срока должна быть проведена выездная налоговая проверка?
Выездная проверка в режиме паузы
К Вам пришла налоговая проверка
Налоговые проверки: «камералка» против выездной
Как избежать налоговой проверки?