ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Тенденции в области управления бизнес-процессами

Главная / Публикации / Тенденции в области управления бизнес-процессами

IDS Scheer представляет результаты аналитического исследования российского рынка управления бизнес-процессами: «ликбез по BPM в России проведен – безграмотными в этом отношении остаются лишь около 4% менеджеров».

Введение

Управленческая концепция, связанная с управлением бизнес-процессами - Business Process Management (BPM), появилась в середине 90-х годов. Цель BPM -- улучшение и оптимизация основных бизнес-процессов компании. Вопрос «Управлять или не управлять бизнес-процессами?» уже не является предметом дискуссий. Однозначно «да». Другое дело – «Как и с помощью каких технологий можно наиболее эффективно управлять бизнес-процессами?». Процессный подход к управлению можно считать общепринятым: многие компании, поддавшиеся несколько лет назад моде на BPM, теперь четко осознают необходимость управления бизнес-процессами и от их описания перешли к совершенствованию и автоматизации процессов.

Один из способов оценки компании с точки зрения уровня процессного управления -- оценка зрелости ее бизнес-процессов. Уровень зрелости показывает, насколько операционная деятельность компании определена, управляема, контролируема и эффективна. Оценку процессной зрелости можно проводить по шкале, предложенной аналитической компанией Gartner:

0. Понимание неэффективности (Acnowledge Operations Inefficiency).
1. Знание процессов (Process Aware).
2. Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control).
3. Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control).
4. Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control).
5. Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).

В соответствии с этой шкалой большинство российских компаний сейчас находится на первом или втором уровне зрелости. Но активность компаний в области внедрения процессного подхода сильно зависит от отрасли. Так, банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора уже активно используют элементы процессного управления, а также специализированные BPM-системы.

Источники

Цель данного исследования -- выявить основные тенденции в управлении бизнес-процессами, в частности, в области описания бизнес-процессов, а также применения BPM-систем.

Исходными данными послужили:

Данное исследование не претендует на полноту анализа рынка и статистическую верность результатов, его задача – обозначить основные тенденции на российском корпоративном рынке в области управления бизнес-процессами.

Общие выводы

Тенденции европейского рынка BPM

В 2007 году IDS Scheer и PAC (Pierre Audoin Consultants) провели исследование немецко-говорящих компаний Европы (Германия, Австрия и Швейцария), которое показало, что управление бизнес-процессами является наиболее востребованной методологией управления. Концепцию BPM в той или иной форме использовали около 80% опрошенных компаний. Положительный тренд отмечен и в области использования специализированных средств управления бизнес-процессами. При этом респонденты подтверждали, что использование специализированных BPM-инструментов является фактором успеха при внедрении процессного управления. В 2007 году лишь 23% компаний не использовали BPM-инструменты, что на 20% меньше, чем в 2006 году.

В исследовании отмечено, что критичным фактором успешного перехода к процессному управлению служит поддержка высшего руководства. Еще эффективнее, когда топ- менеджеры, владельцы процессов и менеджеры по ИТ совместно работают над внедрением процессного управления.

Также была подтверждена стратегическая важность информационных технологий для реализации процессного управления, поскольку BPM объединяет как бизнес, так и ИТ. При этом управление бизнес-процессами тесно связано с внедрением сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA). Приоритет управления бизнес-процессами в связи с реализацией SOA отметили почти 70% европейских компаний.

В качестве ключевых бизнес-процессов участники исследования отметили маркетинг, продажи, управление заказами на обслуживание, поддержку клиентов, разработку новых продуктов и производство. Меньшие приоритеты имеют процессы закупок, логистики, управления персоналом и контроллинга.

Особенность европейского рынка BPM состоит в том, что основной тренд направлен на анализ бизнес-процессов (65%), в то же время многих еще интересуют вопросы описания процессов (57%). При этом подавляющее большинство компаний планируют инвестировать ресурсы именно в анализ и описание бизнес-процессов.

Интерес к теме бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) тоже связан с анализом и совершенствованием бизнес-процессов, поскольку только средства BI могут обеспечить качественную аналитику, необходимую для процессной оптимизации.

Заметный интерес к управлению соответствиями (34%) связан с известными событиями в корпоративном мире, которые для большинства крупных международных компаний сделали актуальной задачу обеспечения соответствия требованиям законодательства разных стран. Наиболее жесткими считаются требования закона Sarbanes-Oxley (SOX), но имеется и множество других нормативных актов и стандартов - SOX, Basel II, Solvency II, Европейский акт 8th EU directive (euro-SOX), GwG, KonTraG, MaRisk, Corporate Governance, ISO Standards. Все они выдвигают весьма жесткие требования к корпоративному управлению, в том числе к управлению бизнес-процессами. В результате тема управления соответствием внешним требованиям превратилась в отдельную группу востребованных на рынке услуг (Compliance Management), в основе которых тоже лежит процессный подход.

Для повышения гибкости корпоративных информационных систем и скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса многие компании начинают использовать сервисно- ориентированную архитектуру – SOA. Инвестиции в SOA занимают четвертую позицию в приоритетах компаний (38%).
Если анализировать результаты от применения процессного подхода в управлении, то только 10% компаний считают, что пока не получили отдачи от процессного подхода. Более 40% заявляют, что полностью оправдали свои ожидания от BPM.

Чтобы перейти на процессное управление, необходимо определить объект управления, т.е. провести описание бизнес-процессов. Делать это с помощью бумаги и ручки -- явный анахронизм, поэтому большинство компаний признает важность использования специализированных BPM-инструментов.

И хотя опрос выявил, что 23% компаний вообще не используют никаких средств описания бизнес-процессов, положительный тренд очевиден: в 2006 году таковых было 42%. При этом, отвечая на вопрос: «Вы используете инструмент для описания, моделирования и/или анализа бизнес-процессов?», треть респондентов ответила, что используют инструментальную систему ARIS, еще 24% используют несколько инструментов. Таким образом, доля ARIS в немецкоязычных странах Европы близка к половине.

Тенденции российского рынка управления бизнес-процессами

В России рыночная доля ARIS несколько меньше. По откликам участников Форума ARIS (октябрь, 2007, Москва), эту платформу для описания и управления бизнес-процессами используют около 28% компаний.

Отличие от европейского уровня вполне объяснимо: как показал опрос участников выставки Docflow 2008, наиболее массовым – в силу его дешевизны и простоты использования -- инструментом для описания бизнес-процессов в России служит MS Visio. Для этих целей часто используются также продукты MS Office -- Word, Excel, Power Point.

Разумеется, с помощью этих инструментов-«рисовалок» можно только описать процессы (заменить ими ручку и бумагу), задачи управления процессами с их помощью не решаются. Для этого необходимы специализированные BPM-инструменты, и среди таковых лидирует ARIS Platform, как, впрочем, и положено признанному лидеру мирового рынка средств описания бизнес-процессов (расхождение в цифрах по ARIS связано со спецификой аудиторий Форума ARIS и Docflow). Преимущество ARIS Platform – в серьезной методологии описания и совершенствования бизнес-процессов (стоимостной анализ и имитационное моделирование процессов), а также в наличии функционала, необходимого для решения различных задач, связанных с управлением процессами: управление рисками, система менеджмента качества, внедрение ERP, контроллинг процессов.

Посетителей Docflow также спрашивали о том, в каком виде они описывают бизнес-процессы в своей компании. Анализ ответов выявил отчетливое превосходство графической формы (88%) описания бизнес-процессов над текстовой (54%) или табличной формой (42%). Это связано с тем, что графическая форма описания более удобна для формализации бизнес-процесса и проверки его корректности. Однако удручает слишком большой процент использования наименее структурированной текстовой формы описания.

При описании бизнес-процессов важно иметь и соблюдать единую методологию, которая закрепляет основные уровни моделирования, модели, нотации, связи и т.д. Без стандартизации методологии процессного описания модели будут рисоваться разными специалистами по-разному, что затруднит или сделает невозможным их дальнейшее использование. В связи с этим участников Docflow спрашивали о наличии устоявшейся методики описания. Ответы показывают, что в большинстве случаев процессы рисуются без наличия четкой методологии, то есть многие компании демонстрируют несистемное отношение к описанию бизнес-процессов. И все же 46% компаний используют стандартизованную методологию описания – это неплохой результат.

Для перехода к процессному управлению важно определить потребителей создаваемых моделей, ибо бесцельное описание бизнес-процессов не дает результатов и служит лишь пустой тратой ресурсов и времени. Как показал опрос в рамках Docflow, в первую очередь описание процессов проводится для внедрения информационных систем (77%). Действительно, в большинстве крупных проектов по внедрению ERP-систем, в том числе, продуктов SAP, используются инструменты ARIS.

Вторая по популярности цель описания бизнес-процессов – регламентация деятельности (73%), что свидетельствует о невысокой зрелости бизнес-процессов в российских компаниях (первый-второй уровни зрелости по пятибалльной шкале Gartner). Весьма показательны 65% работ по описанию бизнес-процессов в целях их дальнейшего совершенствования, что свидетельствует об усилении интереса к теме процессного управления.

Отметим низкий процент работ по описанию бизнес-процессов, проводимых с целью сертификации по стандартам ISO. Это связано с тем, что в России к внедрению системы менеджмента качества (СМК) зачастую подходят формально. И очень часто модели процессов, созданные в компаниях под внедрение системы менеджмента качества и сертификацию по ISO, весьма далеки от реальной жизни. Но примеров неформального подхода к СМК и совершенствования процессов, направленного на реальное повышение качества продукции и производительности труда, становится все больше. Так, в портфеле компании IDS Scheer Россия и страны СНГ имеется несколько проектов по внедрению системы менеджмента качества с использованием процессного подхода. И основное преимущество специализированных BPM-инструментов заключается в создании единого репозитория процессных моделей, который позволяет их использовать для решения разнообразных бизнес-задач предприятия: управления рисками и соответствиями, совершенствования деятельности, сертификации, автоматизации, контроллинга и т.д.

Варианты использования платформы ARIS для решения тех или иных бизнес-задач демонстрирует опрос участников Форума ARIS. Это и проектирование архитектуры предприятия (ARIS Business Architect), и проектирование сервисно-ориентированной архитектуры (ARIS SOA Architect), и управление рисками и соответствиями (ARIS Risk and Compliance management), и процессно-ориентированное внедрение информационных систем (ARIS for SAP NetWeaver), и контроллинг и управление эффективностью бизнес-процессов (ARIS Process Performance Manager). Но, конечно, основная область -- моделирование и управление бизнес-процессами.

Что касается уровня подготовки специалистов в области управления бизнес-процессами, то в этой области наметился кардинальный сдвиг. Почти 70% посетителей Docflow заявляют, что имеют практический опыт в работе с процессами. Несколько лет назад само понятие «бизнес-процессы» для большинства менеджеров было откровением. Появилось много книг и публикаций по тематике BPM, активно работают обучающие центры (только академия IDS Scheer выпустила уже несколько тысяч специалистов по управлению бизнес-процессами и инструментальной системе ARIS), множится число реализованных проектов с применением процессного подхода. Можно сказать, что ликбез по BPM в России проведен: безграмотными в этом отношении остаются лишь около 4% менеджеров.

И интерес к управлению бизнес-процессами заметно выделяется на фоне других управленческих тем. Так, 77% участников Форума ARIS выделили в качестве представляющей наибольший интерес именно тему управления бизнес-процессами.

Если посмотреть на «тонкую структуру» управления бизнес-процессами, то немало российских компаний от стадии описания процессов уже переходят к стадии их автоматизации и совершенствования. Но большинство пока еще не покончило с описанием.

И российский спектр интересов «внутри» BPM отличается от европейского: компании в Европе существенно дальше продвинулись в сторону совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов.

Переход к процессному управлению в компании легче выполнить с помощью ИТ-систем, поскольку при автоматизации бизнес-процесс «фиксируется» в системе и становится, фактически, электронным регламентом с встроенными элементами контроля временных отклонений по процессу. Поэтому вполне закономерен существенный интерес со стороны российских компаний к автоматизации бизнес-процессов с использованием систем класса BPMS. Это новая тенденция российского рынка управления бизнес-процессами. И есть уже примеры проектов внедрения BPM- cистем: например, внедрение системы Ultimus Adaptive BPM Suite в телекоммуникационной, банковской и других отраслях.

Смещение спектра интересов на российском рынке будет проходить в соответствии с жизненным циклом управления бизнес-процессами: от описания к контроллингу эффективности процессов. Контроллинг бизнес-процессов – это последний этап жизненного цикла BPM, и внедрение процессного контроллинга служит признаком того, что процессное управление в компании стало полноценной управленческой системой. В России уже появились примеры внедрения таких систем (ARIS Process Performance Management) и интерес к ним (38%), хоть и ниже, чем в Европе, но далеко не нулевой.

А.Коптелов, itguide.ru

Cм. также

Управление бизнесом

Автоматизация бизнес-процессов

Система управления бизнес-процессами как элемент процессного подхода к управлению бизнесом

Разработка kpi (показателей эффективности) бизнеса

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться