ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Как противостоять психологическому давлению налоговиков

Главная / Публикации / Как противостоять психологическому давлению налоговиков

Полезные формулы, которые помогут бороться с внутренним страхом

Большинство бухгалтеров испытывает страх и тревожность при любом взаимодействии с налоговиками, будь то НДС - комиссия или обычная проверка. Причины такой боязни могут быть разными. Важно определить, какая из причин является базовой, и в зависимости от нее разработать для себя способы совладания со страхом.

Для этого в преддверии очередной встречи нужно обратиться к прошлому опыту и вспомнить, что казалось самым пугающим. Затем спокойно проанализировать аспект, который вызвал наибольшую тревогу, и постараться изменить свой взгляд на него. И составить формулы, которые помогут преодолеть боязнь и вернуть здравый подход к ситуации. Проговаривать формулы лучше вслух, но можно и про себя.

На языке психологов формула — это фраза, которая при многократном повторении действует на сознание, а через него — на подсознание человека. Формула способна изменить видение проблемы и избавить от глубинных страхов. Важно не просто проговаривать фразу, но и вдумываться в ее смысл, тогда эффект будет максимальным.

Боязнь собственной некомпетентности

Бухгалтер, которого вызывали на НДС-комиссию или на обсуждение результатов проверки, может испугаться, что его низкий профессиональный уровень не позволит грамотно провести переговоры. Даже несмотря на очевидные подтверждения своего высокого уровня, многие главбухи боятся при общении с работником ИФНС, что называется, ударить в грязь лицом. Это свойственно людям с заниженной самооценкой. Таким специалистам кажется, что налоговик лучше знает законы, поэтому обязательно найдет неоспоримые аргументы против.

Напомните себе, что инспектор в конфликтной ситуации, как правило, видит только одну, свою сторону. И делает ставку на свое толкование норм закона, тогда как главбух — на свое. При этом и тот и другой проявляют равную компетентность. Кроме того, обычно бухгалтер значительно старше, чем работники налоговой, с которыми ему приходится взаимодействовать. Главбух со стажем должен отдавать себе отчет: его профессионализм априори выше, чем у ревизора, недавно получившего диплом.

Запомним формулы:

«Налоговый инспектор не может знать абсолютно все»;

«Я достаточно компетентен, чтобы изложить доводы в защиту своей позиции»;

«Мой профессиональный опыт дает мне преимущество перед молодым инспектором».

Благоговение перед статусом инспектора

Другая причина, вызывающая тревожность, кроется в заведомо неравной расстановке сил между чиновником и представителем коммерческой структуры. Ведь первый олицетворяет власть и наделен полномочиями контролировать и карать. А второй является объектом этого контроля, а иногда и жертвой. К сожалению, это объективное обстоятельство, которое мы не в силах изменить.

Но многие налоговые ревизоры сознательно (а порой и неосознанно) нарочито подчеркивают свой статус, чтобы вызвать страх у бухгалтера. Обычно фискалы используют одну- две детали, которые традиционно ассоциируются с солидностью и авторитетом. Например, дорогой портфель, строгий костюм, очки и пр. В результате срабатывает эффект «ореола» и главбух, находясь под влиянием сильно преувеличенной значимости инспектора, теряет способность здраво мыслить.

Противостоять этому можно, если повторять себе, что напускная важность чиновника — не более чем внешняя бравада. На самом деле он такой же человек, как и все, нелишенный слабостей и время от времени допускающий ошибки.

Запомним формулы:

«Действительно ли инспектор так грозен, как хочет казаться?»;

«Ревизор старается выглядеть значительным, а на самом деле скрывает свою тревожность».

Боязнь общения

Среди бухгалтеров много интровертов, то есть людей, сосредоточенных на своем внутреннем мире. В общении с другими людьми, в частности с налоговиками, интроверты часто испытывают трудности. Случается (хотя и реже), что страх перед коммуникациями проявляют и главбухи-экстраверты.

Собираясь посетить инспекцию, «необщительный» специалист больше всего боится, что ему нагрубят или нелестно о нем отзовутся. Бухгалтер заранее представляет себе, как ему будет обидно, как он стушуется и замкнется вместо того, чтобы продолжать диалог. Не удивительно, что предстоящий визит к ревизорам для него сродни пытке.

А между тем взаимодействие с работниками ИФНС для бухгалтера — это такая же часть повседневной жизни, как дорога из дома в офис, разговоры с коллегами, начальством и пр. И если человек справляется с этими контактами, то сможет провести переговоры и с контролерами. Нужно лишь почаще вспоминать об успешных коммуникациях.

Запомним формулу:

«Нагрубить могут везде, даже в транспорте.

Но это не значит, что я должен всегда ходить пешком».

Страх перед личностью инспектора

Еще одна распространенная причина, по которой бухгалтеры страшатся идти в налоговую, это личностные особенности ревизора. Предположим, инспектор энергичный и напористый человек, который идет к своей цели, незамечая ничего вокруг. А главбух, напротив, мягкий, застенчивый и легко поддается влиянию. В итоге он чувствует свою несостоятельность по сравнению с контролером и остро переживает поражение.

Бухгалтерам, для которых эта причина страха является базовой, необходимо делать акцент на том, что общение с проверяющим носит не личный, а общественный характер.

Каждый играет свою социальную роль, но не теряет лица и не впадает в эмоциональную зависимость.

Запомним формулы:

«Инспектор всего лишь выполняет свою ра боту»;

«Мне с ним детей не крестить»;

«Ревизор получает зарплату за счет денег, которые я перечисляю в бюджет. Значит, не только я завишу от него, но и он от меня».

Индивидуальные особенности, присущие инспектору

У некоторых ревизоров есть свои индивидуальные привычки и особенности поведения. Иногда они выражены настолько сильно, что больше походят на отклонения. Это могут быть нюансы поведения, вызванные профессиональной деформацией. Например, многочисленные ссылки на подпункты, пункты и статьи законов, которые не позволяют собеседнику сосредоточиться на смысле высказывания.

Также встречаются особенности, не связанные с родом деятельности. Одна из них — несоответствие слов и позы. Налоговик говорит главбуху «Да, да, все хорошо» и при этом держит руки крест-накрест и неодобрительно покачивает головой. Бухгалтер впадает в тревогу, а между тем инспектор ведет себя подобным образом абсолютно со всеми. То есть он не собирается угрожать именно этому человеку, просто демонстрирует свою обычную манеру общения.

Такие проявления способны напугать практически каждого. Это объясняется тем, что у людей, столкнувшихся с незнакомой ситуацией, нет эталона поведения. Как следствие они чувствуют себя бессильными, незащищенными и испытывают страх.

Чтобы не поддаться панике, бухгалтер должен постараться найти ответ на вопрос, что кроется за особенностями налоговика. Если окажется, что это профессиональная деформация, то нужно просто принять это как данность. В иных случаях следует напомнить себе, что отклонения чаще всего компенсируют какие-либо скрытые изъяны. Значит, инспектор сам не уверен в себе и испытывает тревогу. А раз так, то бояться его не стоит.

Запомним формулу:

«Отклонения говорят о том, что инспектор не такой уж идеальный».

Приемы поведения во время комиссий и проверок, позволяющие избавиться от страха

Первый прием: потребовать от налоговиков четкой формулировки

Чтобы руководить собственными эмоциями и не стать жертвой манипуляции со стороны налоговиков, бухгалтер должен четко представлять себе, что происходит. Для этого нужно попросить инспектора как можно четче сформулировать, чего тот требует от главбуха и в чем его обвиняет. При этом нужно настаивать, чтобы ответ не допускал двоякого толкования. Добившись этого, главбух получит полную информацию и будет знать врага в лицо.

К примеру, сотрудники ИФНС долго и пространно объясняют, что сумма вычетов по НДС, отраженная в декларации, не соответствует среднеотраслевому уровню. И плательщики должны знать, что хотя Налоговый кодекс ограничивает число проверок, у инспекции есть возможность буквально задушить фирму ревизиями. И что в интересах предприятия не ссориться с фискалами. И так далее и тому подобное…

Выслушав тираду, бухгалтеру нужно попросить контролеров ответить на вопрос: «Что я должен сделать?». Скорее всего, ответ будет примерно следующим: «Уменьшить вычеты до 10 (140,222, 8, 7 и т. д.) процентов». Услышав это, можно переходить к следующему приему.

Второй прием: задавать как можно больше уточняющих вопросов

Очень эффективен метод «воронки» (другое название —метод «мишени»). Суть его в том, чтобы постоянно переспрашивать и уточнять. Применительно к нашему примеру это будет выглядеть так. Получив указание сократить вычет НДС, главбух должен спросить:

«Извините, а где написано, что вы вправе этого требовать?». Возможно, ревизор ответит, что подобное требование вытекает из норм главы 21 Налогового кодекса. Тогда необходимо задать следующий вопрос: «А в какой именно статье есть подобная норма?». Затем следует перейти к пунктам, подпунктам и абзацам. Цель — загнать инспектора в тупик и из объекта преследования превратиться в преследователя.

Кроме того, есть шанс уличить контролера в некомпетентности. Как только он запнется или ошибется, можно воскликнуть: «Так вы этого не знаете?!». Или сказать это про себя. В любом случае бухгалтер воочию убедится, что налоговик не так уж грамотен и профессионален, а значит, нет повода для лишней тревоги.

Третий прием: пользоваться информационной базой в присутствии инспектора

Каждую норму закона, на которую ссылается ревизор, нужно незамедлительно проверить. Следует без стеснения попросить его предоставить доступ к информационно-правовой базе. Еще лучше, если он станет самостоятельно открывать документы. Часто в своих требованиях контролеры руководствуются внутренними инструкциями. Очевидно, что в этом случае инспектор не сможет найти в базе и продемонстрировать главбуху формуляр с грифом «ДСП». Тогда бухгалтер вправе заметить, что налогоплательщики не обязаны выполнять ведомственные распоряжения налоговиков. И хотя конфликт на этом скорее всего не будет исчерпан, но пыл и напор чиновника пойдут на убыль. И спорить с ним будет гораздо проще.

И.Макаров, www.p-v-k.ru

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Подписаться