В современной литературе по менеджменту и в сложившейся практике консультирования используются следующие термины для обозначения процесса анализа внешней среды:
- внешняя диагностика;
- диагностика системы маркетинга и продаж;
- диагностика конкурентной среды.
Цель анализа внешней среды: заложить основы системы сбора информации, выделить и помочь собственникам и / или менеджерам оценить собственные конкурентные преимущества, определить ближайших конкурентов, научиться работать с маркетинговой информацией, оценивать тенденции на рынке, макроэкономические тенденции, освоить инструменты работы с неопределенностью, которая присуща современному рынку.
Когда необходим анализ внешней среды?
- при разработке стратегии развития бизнеса (для выбора наилучшей альтернативы из имеющихся возможностей);
- на этапе начала нового бизнеса (куда выгоднее вкладывать деньги?);
- для оценки привлекательности бизнеса для внешнего инвестора;
- для оценки привлекательности рынка и конкурентоустойчивости;
- при формировании оптимального ассортимента;
- при анализе системы сбыта;
- когда затраты на маркетинг увеличиваются, а для принятия стратегических решений информации не хватает.